В 1991 году на экраны вышел великолепный триллер Мартина Скорсезе «Мыс страха». В нем психованный уголовнику Макс Кэйди терроризировал семью добропорядочного адвоката Сэма Боудена. Изюминка истории заключалась в том, что жертва на самом деле была далеко не безгрешной и в определенном смысле получала по заслугам. Картина собрала приличные деньги в мировом прокате, получила две номинации на «Оскар» и лишний раз подчеркнула безграничный талант Роберта Де Ниро, сыгравшего главную отрицательную роль. На волне громкого успеха появление стилистически-смыслового клона было лишь вопросом времени. И он не заставил себя долго ждать.
«Вслепую» — телепродукт от старательного ремесленника Джефа Мерфи, новозеландского режиссера, самым известным голливудским проектом которого стал «В осаде 2: Темная территория». И если на родине Мерфи снимал авторское кино, то в Штатах преимущественно делал откровенно вторичные, но крепкие ленты – «Молодые стрелки 2», «Крепость 2» и др. Посему вписаться в условный парафраз «Мыса страха» было для Джефа привычной работой, которую он сделал настолько хорошо, насколько мог. А помогли ему в этом хорошие актеры; номинант на «Эмми» Рон Сильвер, номинант на премию «Сатурн» Ребекка Де Морнэй и обладатель «Золотого глобуса» Рутгер Хауэр.
Муж и жена возвращались домой из Мексики и случайно сбили полицейского, внезапно вышедшего на шоссе. Несчастный умер на месте, а супруги решили скрыть сей печальный факт, благо никаких свидетелей, чужая страна и страх оказаться за решеткой. Но очень скоро в жизни непредумышленных убийц возникает таинственный незнакомец, постоянно намекающий, что он всё знает про Мексику…
Несмотря на условно иной сюжет, схожесть с шедевром Скорсезе очевидна. «Хорошие» герои прекрасно осознают вину, но справедливо считаю своего обидчика куда большим злом, и пытаются решить вопрос без привлечения полиции. А их персональный злодей – брутально-обаятельный мерзавец, долгое время терроризирует семью в сугубо правовом поле. Но в определенный момент культурную грань перейдут обе стороны и польется кровь.
Режиссер на полную использует отрицательную харизму Хауэра, который здесь как будто интеллигентная реинкарнация Джона Райдера. Здешний Джек Шелл также методичен и неумолимым, но в то же время импозантен и учтив. Рутгер демонстрирует мастер-класс актерского исполнения, мгновенно превращаясь из галантного очаровашки в бешеного пса и наоборот. Злодей из «Вслепую» незаслуженно затерялся на фоне «Попутчика» и «Бегущего по лезвию», а мог бы потенциально стать культовым персонажем.
Интересно и то, что большую часть хронометража к супругам вообще двойственное отношение, с уклоном в осуждение. Ну да, она беременна, да, по сути это несчастный случай, но человека-то вы умертвили, и замели следы преступления, и дальше врёте, и снова заметаете следы! А герой Рутгера Хауэра – это фактически ваша совесть, не дающая покоя от содеянного. И если бы не искусственно обеляющий убийц сюжетный поворот ближе к финалу, то «Вслепую» справедливо было бы считать притчей о неизбежности божьей кары.
Еще один безусловный плюс – картина визуально не кажется телепостановкой. Это реально зрелищный триллер в рамках минималистского сюжета, с классной операторской работой Пола Эллиота («А оркестр продолжал играть») и монтажом Рика Шэйна («Кошмар на улице Вязов»). Полтора часа увлекательно и напряженного действия гарантированы, и финальная разборка чертовски хороша. Пусть по мнению многих зрителей — это «кино на один раз», но ваш покорный слуга видел его уже трижды, с примерным интервалом в пять лет. Нынешний просмотр был связан с печальным событием, но как известно – гении уходят, а их наследие остается с нами навсегда. И это прекрасно.
Рутгер Хауэр оставил много хороших фильмов и даже в плохих играл хорошо.
Да, поэтому и хочется смотреть и пересматривать фильмы с ним, как выдающиеся, так и почти неизвестные. Еще хватает в обширной фильмографии Хауэра страшных фильмов, которых пока у нас в Клубе вообще нет.