«Гости» — любопытный пример новорусского хоррора, в котором внезапна видна недавно сформировавшаяся жанровая традиция. Ведь кто в России сейчас самый коммерчески успешный ужасмейкер? Правильно, Святослав Подгаевский. А чем примечательны его последние проекты? Симбиозом прошлого и настоящего. Подгаевский использует отечественный фольклор, и в прологе отправляет публику в Старую Русь, дабы зритель узрел источник зла с предысторией. Потом основное действие переносится в наши дни, иногда вновь посредством флэшбеков обращаясь к ушедшей эпохе. Таким образом режиссер использует национальный культурный код в фабуле, при это внешне пугая аудиторию традиционными «западными» скримерами. И пусть глобально публика не в восторге, ибо критиков у Святослава хватает, но его фильмы стабильно окупаются (с учетом продаж за рубеж), а значит с коммерческой точки зрения Подгаевский всё делает правильно. Посему неудивительно, что у него возникают последователи, использующие идентичную схему.
«Гости» начинаются с экскурса в старые мрачные времена, когда российская интеллигенция увлеклась спиритическими сеансами. Мёртвых вызывали все, кому не лень, но иногда вместо усопших родственников являлись жуткие демоны, с печальными последствиями для окружающих. Естественно и сегодня мистическое баловство многим не чуждо, как, например, здешним героям – компании молодежи, прилетевшей на Юг из Москвы. Ребятки забавляются тем, что забираются в пустые дома, тусят там до упада, а наутро удаляются, культурно убрав за собой. В одном из таких заброшенных жилищ незваные гости в шутку вызывают нечисть, и Она, естественно, приходит…
Евгений Абызов, ранее снимавший комедии, удовлетворительно освоил новый для себя жанр. Именно не хорошо, а вот так, серединка на половинку, когда результат умеренно нравится. Де-факто это простенький мистический триллер, предсказуемо подражающий иностранным образцам, который нужно было просто не запороть. У Абызова сие вполне получилось. Есть внятная история, схематичные, но замотивированные персонажи, бюджетные, но аккуратные спецэффекты и тревожная атмосфера. Формально, в рамках одноразовой страшилки, даже и придраться особо не к чему. Другое дело, что «Гости», увы, очередное кино, которое быстро забывается, в силу отсутствия новизны и интеллектуально нагрузки. Пусть в основе повествования семейная трагедия, но подана она поверхностно, для реализации хоррор-эпизодов, а не для того, чтобы поведать берущую за душу историю. Поэтому если совсем строго судить «Гостей», то это художественная пустышка, которая просто нормально смотрится, что уже хорошо.
Ну а с точки зрения сугубо жанровой ленты, призванной слегка попугать, работа Абызова явно превосходит совсем слабые «Проигранное место» и «Фото на память». Здесь нет бездарного юмора и откровенно бредовых сюжетных поворотов, как и тотальной халтуры в использовании кинострашных приемов. Да, в фильме отсутствует творческая индивидуальность, но сделан он (в лучшем смысле) как по учебнику среднестатистических жутиков. И если говорить о развитии российской «жуткой» синема-индустрии, то это шажок вперед. Конечно опрометчиво заявлять, что псевдоисторический ужас – это наш национальный хоррор-путь, но пока он дает скромно-положительный результат. Поэтому следует еще ожидать подобных лент, главное, чтобы это не привело к закостенелому отечественному штампу.
Добавить комментарий