Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Жизнь, которую караулит смерть — отзыв на исторический триллер «Чекист» (1992 г.)

 

Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, —
Там помянут кремлевского горца.
Осип Мандельштам

Чекист - кадр 1Александр Рогожкин — кинорежиссер очень разноплановый, в восьмидесятые социальные драмы и трагикомедии, в поздние девяностые — блистательные комедии. А в начале кризисных девяностых кровавый «Чекист» — самый страшный и безмерно жестокий фильм об ужасах Сталинских зачисток. Следом хоть и менее мрачная, но все равно в равной мере страшная лента «Третья планета», и лишь потом комедийный шедевр, ставший в девяностые хитом номер один — «Особенности национальной охоты». Рогожкина можно понять, режиссеров в те годы влекли ранее запретные темы, хоррор или исторические фильмы о недавнем прошлом, как правило о сталинском, Рогожкин высказался и ушел в более светлые темы, больше не возвращаясь к жанру ужасов. К исторической теме он позже всё же вернется, сняв триумфальную «Кукушку», но то будет уже другое, более светлый взгляд на прошлое.

Чекист - кадр 2«Чекист» же даже на фоне других не менее кровавых перестроечных лент, кажется этаким «Калигулой» темы Сталинских репрессий. «Кажется авторам вообще отказало чувство меры» — писала критика по выходу фильма. Обнаженные тела, кровь, постоянные совокупления, и трупы, трупы, трупы, зашкаливающее за пределы разумного количество мертвых тел в кадре. Фильм вообще повествует о деятельности верного Пса Системы, кровавого палача, циничного и безжалостного, отправляющего на гибель ежедневно несколько сотен людей. При этом конечно он не лишен сентиментальности, любит семью, жену, детишек, к которым спешит по окончании службы. Для него пытки, истязания и расстрелы не более чем работа, совсем как для какого-нибудь гестаповца из Освенцима. Намеренно или нет авторы подчеркивают это сходство — сказать трудно.

Чекист - кадр 3Просто «Чекист», как не суди, далеко не лучший фильм Рогожкина. По сюжету двадцатые годы, а нам показывают страну, задыхающуюся в водовороте репрессий, что уже не соответствует исторической правде. Во-вторых, подобное количество сцен с расправами, обилием крови и явно в некоторых сценах лишней обнаженкой должно завлекать, но совсем наоборот, начинает только лишь раздражать. В самом деле непонятно почему режиссеру и его команде здесь вообще отказало чувство меры. Отставив драматургию куда-то на задний план, авторы вознамерились создать эффектно работающий кино аттракцион под западное кино, где вместо надуманных монстров — чекисты, топящие собственную страну в крови. И задача была выполнена, фильм в те годы наделал много шума, вызвал массу критики, и поделом; если берешься за такую больную для общества тему, то не маловато ли будет наполнить пространство фильма досужими полувымыслами, и эффектной картинкой?

Чекист - кадр 4Сопереживать палачу, у которого руки по локоть в крови, не получается. Тогда сопереживать его жертвам? Тоже не получается, слишком пассивны они, слишком схематично выписаны в рисунке драматургии. С уверенностью можно сказать, что подобные ленты создавались тогда более с целью очернительства канувшего Советского строя, и что совсем ужасно — на потребу текущего дня, потому и забыты, к сожалению. После просмотра же подобных псевдоисторических творений возникает только один вопрос; неужели наше прошлое действительно было столь ужасающим? Смерть, боль, животные инстинкты и ничего более? Но мы-то с вами знаем, что помимо репрессивной вакханалии (факт, которой не оспоришь, увы), были великие открытия науки, прорыв в технологиях, настоящий патриотизм, любовь в конце концов. Только режиссеров девяностых эта светлая сторона волновала мало. Историческая клубничка и очернительство, бесконечная жестокость на экране в теме репрессий в итоге привели к тому, что к концу девяностых интерес к этой теме у зрителя угас совсем. Перекормленный смрадом прошлого на экране, зритель обратился к добрым комедиям, о чем свидетельствовал феноменальный успех «Особенностей национальной охоты». И даже новая волна хоррор-фильмов — «Змеиный источник», «Поклонник», «Упырь» вызвала неподдельный интерес. Зрители на тот момент приветствовали все жанры, только не репрессивно-кровавые, потому что страна и кино потихонечку отходили от безумия девяностых.

Чекист - кадр 5Конечно тема репрессий никуда не делась. Вышел в 1994-м фильм-глыба «Утомленные солнцем» Михалкова, закрывший умно и талантливо тему на долгие годы, а позже эта тема звучала уже более облегченно и больше, как правило, в телесериалах. Великолепное стихотворение Осипа Мандельштама, которое я привел в качестве эпиграфа, как нельзя лучше отражает суть рецензируемого фильма. Тень палача, тень смерти, караулящей жизнь, присутствует здесь. Жизнь под вечным приглядом смерти — что может быть страшнее? Но такова была реальность в искусстве на тот момент, воспевать и романтизировать смерть сильнее чем жизнь… Страшно!

Страница фильма «Чекист» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 2,60 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 1 = 4