Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«Этот фантастический мир» — телесериал 1979/89 — обзор хоррор-эпизодов

 

Телецикл «Этот фантастический мир» (1979 / 89) выходил регулярно в это десятилетие и стал без сомнения культовым в среде любителей советской фантастики. Несмотря на то, что это по сути телеспектакли с мизерным бюджетом, с убогими декорациями, они стали глотком свежего воздуха, отдушиной для моего поколения, не избалованного Голливудом. Бессменный ведущий Георгий Гречко приглашал в студию знаменитых фантастов, а его бессменную добрую улыбку до сих пор не могут забыть многие. Телецикл был чисто фантастический, но в этом обзоре я коснусь тех серий, которые произвели на меня неизгладимо страшное впечатление, не исчезнувшее до сей поры.

«Знак саламандры» — 1984 год

Знак саламандрыИнсценированы фрагменты рассказов Р.Брэдбери 451° по Фаренгейту» и Э.Лудвига «Маленький преступник».

…У людей, живущих в будущем, есть удобные машины, послушные роботы, красивые дома. Нет в этих домах только книг. Книги объявлены врагами, подлежащими истреблению…

Эта экранизация резко отличалась от версии Франсуа Трюффо, вышедшей двадцатью годами ранее. Но сразу скажу; несмотря на бюджетную бедность, не позволившую во всей красе реализовать перипетии лучшего романа Брэдбери, эта экранизация так и осталась для меня лучшей и самой страшной. Почему-то в этой версии все декорации, весь мир бездумного будущего, отказавшегося напрочь от мысли, выполнен только в подчеркнуто белых тонах. И этот погруженный в белую мглу мир перечеркивают всполохи пожаров, пожирающих дома с книгами и их хозяев. Инквизиторский мир, погрязший в созерцаниях бездумных шоу, где на экранах, облаченные опять же в белое (!), мерзкие клоуны-шоумены мутузят друг друга на потеху публике, иных зрелищ нет.

Паренек-пожарный (Леонид Каюров) /замечу, что пожарные не тушат пожары, а наоборот сжигают непокорных владельцев книг и их дома/ находит на пепелище книгу и тайком уносит её не подозревая, что с этого момента он обрек себя на вечное бегство. Его разоблачают, и он бежит в леса, преследуемый механическим псом. Правда по причине малого бюджета данный пес присутствует где-то за кадром. В лесах беглец встречает общество тех, кто не сдался, кто хочет сохранить мысль, слово, кто хочет бороться.

В этом незаурядном телеспектакле страшно всё. Мир будто выполненный сюрным художником в белых тонах, глава пожарных (Юрий Яковлев, сыгравший в своей карьере лучшую злодейскую роль), общество, погруженное в наркотический транс бездумья и вседозволенности. И пересматривая всё это спустя тридцать лет, невольно думаешь; как же многое узнаваемо! И жутко от того, что если не всё, то многое угадали!

«Бунт спасательной лодки» — 1985 год

Бунт спасательной лодкиИнсценированы фрагменты рассказов Р.Шекли «Бунт спасательной лодки» и Р.Брэдбери «Ржавчина».

Полковника ВВС, бывшего астронавта Грега Дарвина, навещает его старый приятель, Джонни. Разговорившись, Грег открывает Джонни тайну из своего прошлого. Во время службы в космической разведке Дарвин вместе с другим астронавтом, Диком, был отправлен с секретной миссией на планету, пережившую опустошительную ядерную войну.

Первая экранизация в этом цикле о Грегори и Арнольде, правда на этот раз более драматическая, с большим акцентом на хоррор, нежели снятая позже «Абсолютная защита», которая тоже хоррор, но с акцентом на что-то более юморное. Прибывший на планету один из друзей становиться заложником взбесившейся от одиночества подводной лодки, наделенной создателями недюжинным интеллектом. Собственно драматический поединок обезумевшей машины, детища военного интеллекта, и человека, рвущегося на свободу из рая, который предлагает ему лодка-женщина, и составляет сюжет. Примечательно, что пейзажи мертвой планеты, когда лодку показывают снаружи, выполнены довольно неплохо, инопланетно-сюрреалистически, даже не верится, что это телеспектакль с мизерным бюджетом.

«С роботами ни шутят» — 1985 год

С роботами не шутятПо мотивам научно-фантастических рассказов о взаимоотношениях человека и робота: А. Беляева «Сезам, откройся» —  о том, как робот-слуга обворовал двух стариков; А. Азимова «Лжец» о — роботе, умеющем читать мысли и оказавшемся самым человечным среди людей; Ф. Чиландера «Суд» — о том, как роботы судили последнего человека, проживавшего в городе.Выпуск целиком посвящен взаимоотношениям людей и роботов, тема очень актуальная в те времена.

В условно сюрреалистическом мире будущего, роботы все более и более отодвигают людей по сути от всего; от управления государством, от первенства в мире, занимая лидирующие позиции и все больше очеловечиваясь. В фильме с особой силой звучат весьма тревожные нотки, и многое уже узнаваемо в нашем современном мире. Засилье техногенности, суды над обреченным человечеством, загазованные, переполненные техникой города. Роботы в данной новелле коварны, безжалостны, страшны, и полностью безразличны к проблемам человечества.

«Бездна» — 1987 год

БезднаПо пьесе американского писателя-фантаста Р.Брэдбери «Чикагская бездна». Последствия ядерной войны — разрушения, голод. Оставшиеся в живых люди утратили даже память о былой цивилизации. В центре повествования — Старик, единственный человек, который помнит о прошлом, ибо без прошлого у человечества не может быть будущего.

Экранизация пьесы Брэдбери о будущем, где люди все более и более утрачивают человеческий облик. В центре сюжета одинокий идеалист (Сергей Юрский), чем-то похожий на Ларсена из «Писем мертвого человека», пытающийся хоть как-то исправить положение вещей в обезумевшем мире. Кстати я всегда невольно сравнивал эти две постановки. Если бы «Бездне» дали сюжет посолиднее, она бы наверно выстрелила ни меньше, но и без того она хороша; авторам удалось перенести дух прозы Брэдбери на экран почти без потерь.

Виды Америки, превратившейся в руины, довольно неплохо сделаны для такой малобюджетной постановки, а главное — сюжет о том, как портрет Джоконды стал объектом ненависти для апокалиптического общества, бьет просто наповал. Люди выстраиваются в огромные очереди и платят деньги, чтобы просто плюнуть в портрет той, что олицетворяет собой погибшую в пламени ядерного апокалипсиса культуру.

Старик и мальчик прилагают все усилия, чтобы спасти ту, которая как последний лучик надежды для угасающей цивилизации, то есть Джоконду Леонардо да Винчи. Позже в девяностые был снят поразительный по визуальному ряду клип Виктора Чайки «Мона Лиза де Джоконда», в основе которого тот же сюжет и та же история. Практически этот клип можно назвать небольшим фильмом от начала и до конца, и он стал последней российской экранизацией двадцатого века произведений Рэя Брэдбери.

«Абсолютная защита» — 1989 год.

Абсолютная защитаЭкранизация фрагментов рассказа «Абсолютная защита» (другое название — «Призрак-5») американского писателя-фантаста Роберта Шекли.
Два приятеля основали компанию по очистке планет. Пока они очищали планеты от мусора, все шло хорошо. Но однажды их попросили очистить новую планету от призраков.

Помню еще в далеком детстве, в журнале «Юный техник», впервые прочитал веселые рассказы Роберта Шекли из цикла про Грегори и Арнольда, приведшие меня в абсолютный восторг. Но «Призрак 5» был любим особенно, наверно из-за всех этих фантастических монстров, оживленных воображением этой парочки, одно чудовище с малиновыми полосами чего стоит!

Даже картинку из «Юного техника» хорошо помню. Прямоходящий крокодил с малиновыми полосами по телу держащий в лапах банку варенья, ибо по сюжету он мог есть неуемных фантазеров только вприкуску с малиновым вареньем. Звали это создание Хват — Раковая шейка, и от него реально бросало в дрожь. Помню, как безумно я хотел увидеть экранизацию этого рассказа, и все же дождался лет этак через восемь.

Сценарист почти ничего не изменил в оригинале, за исключением некоторых сцен. Например, начало в стиле чёрно-белых фильмом Чаплина мне не особенно понравилось, потому что для человека, не читавшего Шекли, формирует представление о персонажах, как о людях не столько забавных, сколько придурковатых. К счастью, таких эпизодов совсем немного, а «рифмованные вставки», которых нет в рассказе Шекли, вполне соответствуют писательской манере. Не менее задели воображение и монстр Ворчун (Ворчучело) и «Тенепятам» — твари, порождаемые тенями и полной темнотой. Неистребимый Ворчун действовал уже на корабле, и нужно сказать, что это простой телеспектакль с крошечным, мизерным бюджетом, но атмосфера страшная, есть, и саспенс, есть пусть и в мизерных количествах. И очень смешон и трогателен финал этого фантастического телеспектакля; друзья избавляются от чудовищ, накрывшись одеялом с головой. Нет лучшей защиты от детских страхов!

«Психодинамика колдовства» — 1990 год.

Психодинамика колдовстваПо повести Джеймса Ганна «Где бы ты ни был». Молодой ученый Мэт пишет диссертацию на тему «Психодинамика колдовства» и пытается доказать, что явлений, описанных в исторических судах над ведьмами, быть не может. Но однажды он встречает юную деревенскую девушку Эби, обладающую сверхъестественными способностями, и влюбляется в нее. В нем начинают бороться человеческие чувства и азарт ученого…

В последнем по счету выпуске альманаха » Этот фантастический мир » экранизация комедийной страшилки писателя Джеймса Ганна про юную ведьмочку (Ксения Стриж), добивающуюся своего жениха всеми правдами и неправдами при помощи магии и сверхестественных способностей. Несчастному точно не уйти; в ход идут все методы, женские чары, магия, телепортация. При этом не все методы ведьмочки так уж безупречно хороши, и некоторые поступки сумасбродки ведут к совсем нехорошим результатам.

Поклонники творчества Ганна считают эту новеллу лучшей его экранизацией. Вышедший десятилетием позже телефильм Олега Фесенко «Если невеста ведьма» с Безруковым и Джигарханяном безусловно выигрывает у своего предшественника, в нем хорошие спецэффекты, и прочее. Но по какой-то особой атмосферности лучше лишний раз пересмотреть вот эту новеллу, со спорным сюжетом, с убогими декорациями, но невероятно искреннюю и местами очень страшную.

И как же жаль, что после этого выпуска телесериал, шедший на экранах целых десять лет, закрыли, потому что пришла эра нового кооперативного кино, и фантастика стала просто никому ни нужна. Но до сих пор люди моего поколения с удовольствием пересматривают телесериал своего детства, возвращаясь памятью в те времена, когда деревья были большие.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к «Этот фантастический мир» — телесериал 1979/89 — обзор хоррор-эпизодов

Добавить комментарий

  

  

− 1 = 3