Никогда ни поверю тому, кто скажет, что Античность — это не страшно. Не верьте, тем, кто воистину напитался античной философией, может быть даже по классической книге Куна, как я, никто ни докажет обратное. Мы давно потеряли мир, где Боги — это нечто совсем повседневное, а по земле бродят полубоги типа Геракла, вступая в схватки с монстрами древнего мира, а иногда, по мере необходимости, даже с самой Смертью. Именно такая история рассказана в мультфильме мультипликатора Анатолия Петрова, и как рассказана! Какое редкостное для мультипликации бережное отношение к теме Античности, все детали, от танца до устройства древнегреческого города, работают на замысел этого целостного по построению маленького шедевра. По сути перед нами настоящий кинофильм, выполненный в технике рисунка, и в озвучке участвовали замечательные актеры, включая гениального Иннокентия Смоктуновского, один из последних шедевров угасающей советской мультипликации.
В своем мультфильме Анатолий Петров продолжает традиции гениального мультсериала, созданного режиссером Снежко-Блоцкой, по мотивам античных мифов, помните? По этому сериалу мое поколение училось любить античный мир, наряду с книгой Куна. Лично моими любимыми эпизодами там были «Лабиринт» — о схватке Тесея с ужасающим Минотавром, и «Персей» — о поединке великого Персея с женщиной монстром Медузой Горгоной. Ну чем эти эпизоды не хоррор? От них в детстве спазм горло схватывал. Так хотелось, чтобы эти герои победили, хотя ты уже давно знал, что они победят, а все равно сидел и шептал; «Ну победи миленький, ну победи!» Так было все переживательно, мне иногда кажется, что у наших детей отнято что-то важное, а именно — способность сопереживать герою.
Возвращаясь к нашему мультфильму. Веселый и беззаботный, хмельной Геракл, только что совершивший очередной подвиг, по пути решил навестить своего друга в городе Геры, и вдруг узнает, что тому пришло время сойти в Аид. Но по уговору с Богами, царя Адмета может заменить доброволец и сойти в преисподнюю вместо него. На это решается молодая жена Адмета, но Геракл, безумно любящий друга, решает вступить в поединок с самой смертью — демоном Тантосом, и вернуть другу жену живой. В городе, покрытом тьмой скорби, все на контрасте с Гераклом, который — безусловно выражение жизненной силы. Он и есть сама жизнь по сути, хмельная, разудалая, кипящая молодостью, и не боящаяся встать на пути даже у самой смерти. Тантос — смерть в данной прорисовке по-настоящему жуток, поединок Геракла и жнеца преисподней выполнен по-настоящему хоррорно и драматически переживательно, высший пилотаж советской мультипликации! Но, увы, данный мультфильм стал одним из последних шедевров, наряду с «Перевалом» Тарасова. В советской мультипликации, очень скоро пришли времена, когда она стала никому ни нужна. Но, слава Богу, что все воистину хорошее не теряется в истории, и все возвращается на круги своя, так произошло и с этими мультфильмами, а все сиюминутное так и кануло в Лету — реку забвения.
Добавить комментарий