Новая порция рассказов из финалистов «Чертовой Дюжины 2017» — и комментарии к ним:
Польша, 2038 год… В Кракове орудует маньяк-убийца по кличке Кукольник, модифицирующий своих жертв перед смертью с помощью имплантов, чтобы усилить мучения несчастных. Расследование ведет хмурый следователь Икар, у которого своя версия по поводу личности преступника…
В череде кроваво-исторических и чернушно-современных рассказов неонуаровый «Криптокульт» выделяется яркой неоновой вспышкой – эдакий «Бегущий по лезвию 2038», только в Кракове, и про киберманьяков. Продираться через текст сложно – автора не слишком заботит комфорт читателя, которому приходится пробираться между трудночитаемых имен, польского диалекта, обрывков чатов и прыгающего туда-сюда времени повествования. Впрочем, если и писать неонуар, то, наверно, именно так: чтобы текст казался переплетением хищных проводов, мигающих лампочек и прерывистого GPS-сигнала. Отдельные сцены (резня в клубе) вызывают ностальгические воспоминания про «Восставшего из ада 3», хищные многоножки передают привет Нео из «Матрицы», а холодная атмосфера Кракова нет-нет да породнится со скандинавскими триллерами про снеговиков и девушек с татуировками. Сделано со вкусом. Интригует. А вот концовку можно было бы довинтить – сейчас она выглядит, как оборванный посередине диалог.
Крестьянка Акулина дожинает последний сноп – теперь, по местным поверьям, она должна подбросить его в соседнее село, чтобы не случился голод. Ей не удается это сделать – и жестокость соседей, односельчан и собственного мужа не знают границ… Когда наступает голод, во всем обвиняют Акулину…
«Полудница» — «сюжетная сестра» «Гегемона» — в обоих рассказах герои сталкиваются с потусторонней силой, которая не так страшна, как зверства «обычных» людей. У «Полудницы» к тому же есть интересная легенда о последнем снопе-«волке»: «Волк» — дух погибающего урожая, прячется в пшенице». Гугл-в-помощь показывает, что такая легенда действительно существовала, так что спасибо автору за интересный экскурс – поневоле задумаешься о глубинных смыслах этого обряда, в первую очередь подстегивающего каждую деревню и каждого жнеца как можно скорее собрать урожай. Мифологическая сторона у рассказа очень сильная – но рассказ концентрируется прежде всего на физических страданиях героини, с которой происходят все ужасы, которые только можно представить – ее и избивают, и насилуют, и подвергают травле за «невыполнение ритуала» с «волком». Она рожает уродца от насильников, да и того злобные соседи намерены сожрать. От нагромождения непрерывного описания страданий ощущения притупляются. Некоторые персонажи прописаны очень хорошо – как муж героини Степан (хотя его действия в финале довольно противоречивы), а некоторые остаются загадкой, как «однодворец» Григорий или староста Петр (его имя упомянуто в рассказе всего дважды, так что ближе к концу приходится вспоминать, кто это вообще такой). Иногда насыщенный язык повествования дает сбой, когда внезапно «Собака закричала». Финал оставляет в недоумении – так что же стало причиной избавления от голода – зверства селян-каннибалов? И как трактовать «лирический» эпилог – как фантазию окончательно сошедшей с ума героини?
Герой возвращается в брошенную квартиру, где много лет назад произошла семейная трагедия. Воспоминания детства кажутся ему далекими и нереальными, но чем больше бродит герой по квартире, тем реальнее ему кажутся детские страхи…
Классическая «городская страшилка» с довольно интересным монстром из мусорных пакетов. Дилемма по поводу сумасшествия отца героя кажется наигранной – уж мы то знаем, что на «Чертовой Дюжине» чудовища простым безумием героев не оправдываются. Довольно раздражала «бодрая» подруга героя, не принимающая никакого участия в событиях, но которую соверенно не заботит не кровавое прошлое ее парня, ни трагедия в его доме – если уж такая «бронебойная», могла бы и с парнем вместе пойти. Образ отца, который то ли маньяк, то ли борец с чудовищами, напоминает отличный фильм Билла Пэкстона «Порок». В рассказе много «вкусных» деталей, но в уникальную картинку они не складываются. Рассказ остается на уровне «страшилки обыкновенной», и неожиданный финал скорее разочаровывает – кажется, что герой никогда и не представлял для зла никакой угрозы.
И еще, пардон, если чудище пожирало только женщин, откуда среди частей тела жертв пенисы? И главная претензия – в кульминации рассказа автор произносит «Пришло осознание. Это оно был дверью, а не мама. Оно впускало чудовищ». Оно – осознание? Так и не понял, что это значит.
Окончание следует
Добавить комментарий