Вечная проблема громких экранизаций не менее громких и культовых книг — это их обязательное сравнение с первоисточником, чаще всего не в пользу первого (особенно если это Стивен Кинг), тем более если в свет выпускают ремейк уже ранее отснятой и весьма успешной киноадаптации. В подобной ситуации на создателей нового фильма сваливается колоссальная ответственность, ибо у известного продукта уже давно образовалась своя армия критически настроенных поклонников. И вот в 2017 году, через 27 лет после выхода оригинальной картины, «Оно» снова пришло. «Оно» вернулось. «Оно» переродилось и усовершенствовалось! Да, господа любители качественного хоррора, умного хоррора, эмоционально наполненного хоррора, «Оно» именно такое, первосортное, пугающее, завораживающее и интеллектуально обогащенное. От одного только трейлера потели ладошки в предвкушении надвигающегося саспенса и образа дьявольского шута, а уж сколько по-хорошему криповой вкуснятины преподносит само кино, сколько раз заставляет бессознательно разевать рот и выпучивать глаза от воистину дивного удовольствия — это трудно передать словами, проще использовать восхищенные междометия.
Взрослым зрителям, тем, кто уже видел версию 1990 года, и особенно опытным хоррорманам скорее всего не будет сильно страшно в прямом смысле этого слова, однако любая шок-сцена настолько изобретательно и стильно снята, что кадры внезапного ужаса, коих тут рассыпано предостаточно, хочется рьяно пожирать глазами, ушами и всеми остальными органами чувств. Каждое новое нападение инфернального нечто, будь оно в образе циркового весельчака, сюрреалистичной антропоморфной мадамы, сбежавшей из портрета (тут Андрес Мускетти передает привет собственному дебютному хоррору — «Мама»), или полусгнившего зомби даёт какой-то неимоверный прилив энергии и драйва, когда ты всей душой и телом по-настоящему кайфуешь от самого процесса кинопросмотра. Это действительно ценное состояние стопроцентного воссоединения с выдуманным миром таинственного провинциального городка, создающееся напряженной жуткой историей, когда ты напрочь отключаешься от всего внешнего окружения и позволяешь творящему на экране бестиарию целиком и без остатка поглотить тебя, словно одного из юных героев ленты, утащенного монстром в бездонную канализацию. Чего стоит только неожиданно жесткая и бомбически крутая завязка фильма, предупреждающая о том, что зло здесь максимально беспощадно, безнравственно и агрессивно, и его будущим жертвам лучше держаться от него на расстоянии. А шикарнейший и чрезвычайно нервозный эпизод с Беверли и кровавым фонтаном из раковины, грамотно скопированный из предыдущего фильма, но обыгранный более мрачно и брутально — это ж какой-то эстетический оргазм на головы любителей ужасов! Не захлебнитесь, когда будете за этим наблюдать! Или момент с проектором, когда из милых фотографий постепенно вырисовывается мерзопакостная фигура, а потом набрасывается на тебя и ползет всё ближе, и ближе, и ближе… Боже, в эти дико напряженные минуты хочется кричать «Еще! Давай еще! Еще больше кошмаров!». И они будут, поверьте, даже в тех местах, где все скримеры вроде бы уже проспойлерили в трейлере, они все равно громогласно выстреливают, не столько с позиции внезапного испуга (если мы опять же говорим о зрителях со стажем), а с точки зрения потрясающего тревожного зрелища, которое дарует истинное наслаждение.
Сумасшедшая ужасающая красочность воспроизведена во многом благодаря главному антагонисту Пеннивайзу в исполнении Билла Скарсгарда. Получилось ли ему затмить игру Тима Карри из предыдущей версии — вопрос скорее риторический, ибо это исключительная вкусовщина и личное восприятие каждого. В новом фильме кровожадному клоуну выделено больше экранного времени, и с персонажами он взаимодействует чаще и плотнее. Невозможно оторвать взгляд от его зловещей харизмы, дьявольского хулиганского смеха, острых как бритва зубов, катающихся в разные стороны глазных яблок, и режиссер идет навстречу этим желаниям, раз за разом демонстрируя этого демонического красавца самыми крупными планами. Да, обычно в остросюжетных хоррорах больше всего пугают вещи невидимые, загадочные, неосязаемые, те, которые додумывает наше воображение, а усиливает эффект уже личные внутренние страхи, но иногда хочется посмаковать и какой-нибудь визуальной паранормальной чертовщины, и здесь адский клоун отрывается на полную катушку, когда его очередное феерическое появление вызывает головокружительный фурор. Отдельного уважения заслуживает контрастность повествования, когда яркие живописные кадры детского отдыха, теплой дружбы, острых шуток и романтического настроения сочетаются с резкими всплесками испугов и жуткими видениями, и даже при свете дня, прямо на улице, на тебя может напасть опасное чудище. А еще здесь присутствует страшный заброшенный дом, под которым обитает Оно, очень напоминающий другой известный коттедж из культового «Кошмара на улице Вязов».
Естественно, новое «Оно» не могло быть столь прекрасно без так называемого «второго дна», скрывающегося за развлекательными ужасами, а именно — глубинной проработки природы страхов, развивающихся из детства. Пеннивайз и реален и нереален одновременно, он представляет физическую угрозу, но непонятно, где он может появиться и как его уничтожить. Клоун грамотно проецирует на детей их собственные фобии, и ими же искусно манипулирует, намекая на истинные источники зарождения зла, которые появляются внутри самого общества, а также олицетворяет насилие и враждебность, процветающее в нем. Ведь «Оно» — это не только кошмары сверхъестественные, но и вполне жизненные, социальные ужасы. Детская агрессия и травля более слабых как следствие асоциального поведения в семье, что подогревает растущую в душе ненависть, грозящую выплеснуться наружу. Недвусмысленные развратные приставания отца к взрослеющей дочери, из-за чего у последней возникает боязнь перед собственной женственностью и красотой. Страх и депрессия от потери любимого человека, а также усиливающееся чувство вины из-за неприятия и отчужденности собственных родителей. Гиперпротекция ребенка, или наоборот — жесткое публичное надругательство над нежными чувствами, что приводит к развитию паранойи и внутренним комплексам из-за пережитых психологических травм. Даже сама мистическая атмосфера города Дерри, где бесследно исчезают дети, а взрослые безразлично на это реагируют, навевает ощущение тревоги и беззащитности перед существующим злом.
Завершающий позитивный акцент, о котором невозможно не сказать — это безупречный актерский состав. Дети — пуленепробиваемая сила «Оно», цельный сплоченный коллектив бойцов и обаятельных индивидуальностей, отыгрывающие свои роли очень проникновенно и естественно. Клуб неудачников — яркий символ того, что справиться с бедой легче совместными усилиями, поддерживая и помогая друг другу, ведь это и есть безусловное добро, способное истребить человеческое равнодушие и озлобленность. Создатели картины в перерывах между нагнетаниями жути грамотно знакомят зрителя с их характерами, привычками, особенностями поведения, мечтами, позволяют прочувствовать их эмоциональные реакции и возрастные изменения личности, что еще больше заставляет искренне переживать за их судьбы, даже если итак все знаешь из первоисточника. А бояться за них еще как стоит, ведь здесь с подростками не церемонятся: они плачут, страдают, истерично кричат и корчатся от боли, как от физической, так и от моральной.
10 из 10
А я думал, что буду первым, кто опубликует в Клубе рецензию на «Оно» ) Очень рад читать твой текст, Никита, и по восприятию сей отличной картины мы с тобой на одной волне! Моя рецензия уже на подходе, по смыслу написанного во многом будет перекликаться с твоей, и это даже хорошо, так как говорит о том, что фильм действительно качественный, с ярко выраженными плюсами, которые видят разные зрители.
Прямо всеобщий восторг по поводу новой экранизации. Конечно, я ее тоже посмотрю, но спустя какое-то время.
Трижды ходила на этот фильм в кино)
Да… дети и их маленький клуб — поистине непробиваемая сила, и актёрский состав потрясающий.
Забегая вперёд: дети отыгрывали лучше, чем их взрослые и такие «звёздные» воплощения в «Оно 2».
Что мне особенно хотелось бы отметить…
«Настоящие чудовища — это взрослые». И эту тему Кинг в своих произведениях периодически поднимает.
В романе «Оно», когда неудачники сначала по одиночке видят фантомы, они по-настоящему пугаются — все, кроме Ричи. А Ричи вроде и не видел ничего, ну то есть видел, но решил, что ему приснилось… Поначалу он особенно не впечатлился.
И только при просмотре фильма мне почему-то вспомнилось, что Ричи — единственный из Неудачников, у кого не было явных проблем в семье. Думаю, это совсем не случайно.
Здорово, что Энди Мускетти это уловил, и в противовес детям — взрослые в фильме жутковатые и мерзкие. Мама Эдди с её холодным взглядом, омерзительный отец Беверли, аптекарь мистер Кин с ухмылочкой, отец Генри Бауэрса…
Пеннивайз мне нравится и в исполнении Билла Скарсгарда, и в исполнении Тима Карри. Они разные и по-своему хороши.
Шикарная экранизация.