Новое «Оно» просмотрено неделю назад, но никак не отпускает, сходил на него уже второй раз, такого не случалось со мной уже давно, ни с российским, ни с зарубежным фильмом. Фильм, так же как роман, завораживает «мертвенным светом», втягивает в себя и уже не отпускает, в этом отличие по-настоящему хороших фильмов от жалких коммерческих поделок.
Эта статья очень личностная; пока я ходил со свежим впечатлением от фильма, то замысел её зрел и созревал внутри меня, и наконец я решил, что в отличии от предыдущей статьи Рапсодия убивающей пустоты, посвященной старому фильму, я сделаю сравнительный акцент на двух Пеннивайзах, это очень интересно, но и сложно одновременно, но попробовать сделать такой анализ просто необходимо.
Говоря об ужасном ОНО, о Пеннивайзе, нельзя отпустить тему «Клуба неудачников», ибо они действительно неразделимы. ОНО у Кинга — зло, древнее как мир, если ещё не древнее самого мира. «Я пожиратель миров и детей», — говорит ОНО ребятам в книге и в старой экранизации. Очень, очень жаль, что в новой экранизации всяким подобным диалогам и фразам места просто не нашлось. Понятно, в киноформат, от отличии от сериального, слишком многого не вместишь и многим приходится жертвовать, но все равно жаль.
По поводу поедания детей, у нашего гениального фантаста, творчество которого нам ещё предстоит открывать и открывать, настолько оно многогранно, Владислава Крапивина, постоянно встречаются жуткие черные люди, противостоящие именно детям и подросткам; они будто ходячие сгустки тьмы, коснувшись которых солнечный лучик гаснет, погибает, не в силах осветить черноту их погубленных душ. В мифологии Крапивина подобные черные люди — когда-то поглощенные, съеденные тьмой дети. Сами себя они называют губители, разрушители миров. Аналогия очевидна, от нее даже немного не по себе становится. Но к слову; крапивинские повести были написаны значительно раньше.
Так вот, поедая именно детей, ОНО поглощает не только плоть, ОНО поедает миры, живущие внутри ребенка, а если взять взрослого, то во многих эти восторженные и ребячьи миры гаснут или же вообще гибнут, что уже не так вкусно для пожирателя миров. ОНО столь загадочно и многолико, что отражения его сущностей можно толковать до бесконечности, но только лишь одно с очевидностью понятно — Пеннивайз когда-то во тьме веков точно имел статус Демиурга, возможно даже светлого. Он должен был созидать и создавать миры, но в силу причин стал разрушителем, пожирателем. Отсылки на это можно найти в самом романе. Однозначного ответа, почему это произошло, Кинг не дает, но в новом фильме я заметил одну интересную деталь, какой не было в старом фильме; в некоторых моментах за спиной Пеннивайза бушует пламя ада, вот так вот, ни больше ни меньше! Совершенно непонятно, что хотел сказать этим режиссер, но например для меня, выработавшего какое-то свое особое мнение об «Оно», это просто чересчур.
Новый Пеннивайз действует напористо, идет в атаку без раздумий, используя весь свой богатый арсенал мороков и воплощенных кошмаров. Что же, конечно киноформат и новое время требуют именно такого образа, но давайте отдадим должное старому фильму и вспомним другого Пеннивайза (Тим Карри). Старый Пеннивайз не действует так нахраписто. То есть конечно он так же морочит, убивает, обманывает, запугивает, но не с такой неистовостью, как новый, но от этого он не становится менее страшным. Вообще если рассудить с позиций обоих фильмов, то каждый из них хорош и страшен по своему, абсолютно по своему. Фильм девяностых годов снят в абсолютно спокойных тонах; здесь нет громких, эффектно поставленных нападений, и размеренный ритм телесериала неспешно рассказывает нам историю твари из канализации. Заваленное мусором и отбросами, кишащее смрадом жилище нового ОНО уже не произвело того отпечатка в разуме, которое производили когда-то сцены в стерильно чистенькой канализации старого фильма. Жилище ОНО там действительно по-настоящему жуткое, несмотря на то, что нет ни пыли, ни грязи, ни отбросов, ничего подобного. Во время первого визита ребят в коллектор с целью убить ОНО, клоун маячит где-то на заднем плане, изредка появляется, чтобы бросить в сторону ребят запугивающие фразы. Но от этих сцен реально бросало в мелкую дрожь. В самом исходном романе сцена с первым походом Клуба неудачников в логово монстра Кингом описаны ещё жутчее. Тут уж без сомнений, и первый фильм и второй по жуткости уступают книге во многом.
Я уже упоминал, что возможно когда то ОНО мог быть демиургом, неожиданную аналогию я вдруг обнаружил в нашем хоррор-кино, в фильме «Прогулка по эшафоту» (1992 г.). Семейная парочка, забредшая в лес, сталкивается с инферреальной сущностью, суть необъяснимых с точки зрения человеческой логики поступков которого ставят героев в тупик. По сути в фильме показан то ли спятивший демиург, одержимый мыслью переделать собственное творение, то ли падший ангел, но копнув глубже, можно смело сказать — это то же ОНО, которое, как ни старайся, ни объяснишь никак, увы.
Мертвый свет, которым Пеннивайз завораживал своих жертв, это без сомнения огни или свет того мира, откуда он когда-то явился. Для обычного земного человека такой свет смертельно опасен. Человек, смотрящий в глаза Пеннивайза, видит очертания и берега другого мира, того мира, где не действуют законы человеческой логики, откуда приходят в наш мир жуткие гости типа, например, Джиперса Криперса.
«Клуб неудачников» же одинаково удался и в том и в этом фильме, однозначно. Первый фильм я смотрел и пересматривал много раз, и эти ребята стали для меня почти что родными. В обоих фильмах великолепно переданы и чувства и страхи и сомнения непростой поры называемой юность, и битва с монстром, как часть этой удивительной поры. Как я уже говорил, монстр пожирает не просто детей, особый деликатес для него являют миры, которыми дети переполнены до краев. Задача ОНО — пожрать эти миры, не дать им разрастись до чего-то большего, потому что если они разрастутся до размеров вселенной, это будет гибельно для ОНО. Тварь не терпит присутствия других миров, рядом со своим, адским.
ОНО — абсолютно эгоцентричная сущность, замкнутая только на самой себе, можно сравнить его со стоячим, заросшим темной тиной болотом, наполненным ядовитыми испарениями. Недаром же с таким неистовством, что в книге, что в первом, что во втором фильме, тварь преследует Клуб неудачников; каждый из этих подростков несет в себе свой отдельный мир. Твари ненавистна мысль о том, что эти миры могут соединится в единое цельное, тогда ему точно придет конец, а он, как всевидящая сущность, конечно все видит и прозревает в том числе и свою собственную погибель…
Теперь, когда я дождался новой экранизации, понимаю, мне одинаково дороги и книга, и фильм 1990-го года и новый.
Интересный материал, Александр, спасибо! Оба Пеннивайза его заслужили! )
Отлично написано…спасибо…