Когда тьма бесплотна и безгранична, свобода призрачна и условна, а радостные мгновения бытия столь мимолетны и неосязаемы, что практически незаметны. Когда изо дня в день за тобой по пятам следует лишь непроглядная мгла и убийственное давление деспотизма. Когда страх, отчаяние, страдание и дичайшее безумие, граничащее с насилием и похотью, является частью твоей судьбы. Когда родной и самый близкий человек постепенно сгнивает в депрессии и боли, и ты понимаешь, что подобная участь в будущем ждет и тебя. Когда ты бежишь от зла, но оно предательски настигает тебя снова и снова, закрывая все пути к личному счастью. Когда единственным и верным избавлением от отравляющего зла является смерть, ведь жизнь итак похожа на вечное пребывание в преисподней…
Мартин Кулховен снял настолько угнетающее, беспощадное и воистину злое кино, что выдержать этот напор антигуманного садизма и цинизма рядовому неподготовленному зрителю будет ох как непросто. Начинается всё с тихого нагнетания мрачной атмосферы повествования, и многие верно заметят схожесть тусклых пейзажей и исторического периода, в котором развиваются события ленты, с одним из лучших хорроров 2015-2016 годов — «Ведьмой». Плюс очень заметен нарочито жирный и неутешительный отпечаток религии, создающей из простых прихожан смиренных безвольных марионеток и съехавших с катушек монстров-фанатиков, что сразу бросается в глаза и навевает параллели с вышеназванным произведением. Весьма красноречива тревожная сцена с публичным суицидом в церкви прямо во время проповеди, которая с одной стороны вызывает глубочайшее недоумение равнодушной реакцией народа на тот страшный инцидент, что только что произошел перед их глазами, а с другой очень сильно пугает степенью внушаемости толпы, её подчиняемости и уязвимости перед всего лишь одним смертным человеком, говорящим им о том, что он якобы исполняет волю божью, и они отвечают ему бездумным поклонением и преданностью. Прикрываясь верой и показательно возводя её в божественный культ, очень удобно прятать от других собственные грехи, возмездие за которые обязательно настигнет всех нас.
Неожиданная гибель новорожденного ребенка на руках принимающей его главной героини, пробуждая тем самым в свой адрес гнев и подозрения религиозных односельчан, лишь намекает на существование мистики, но затем быстро переключает внимание на суровую историю о затравленной жертве и терроризирующем её адском лжепророке. И реально далее в фильме не наблюдается какой-либо явной чертовщины, кроме… Гая Пирса! Вернее, его темного демонического образа. Боже, он настолько правдоподобен, настолько фанатичен, одержим и еще и силен как бык! Его личная садистко-извращенно-больная религия, маниакальная семейная философия и черные бездонные глаза заставляют на протяжении всей картины гадать над тем, а не есть ли он самый настоящий дьявол? Усиливает психологический накал и до ужаса запуганное лицо несчастной Лиз, ведь из-за своей немоты объяснить словами собственное оцепенение она не может, зато мимикой достоверно изображает неподдельные эмоции очень глубокого страха и отчаяния. Беззвучные для ушей, но не менее говорящие мольбы о защите и помощи. Уже с начальных кадров первой встречи девушки с пастырем становится заметно, что она знает о нем что-то действительно жуткое. Причем это состояние героиня мастерски передает как будучи уже повзрослевшей девушкой, так и подростком (за что актрисам Дакоте Фаннинг и Эмили Джонс просто браво), когда она еще могла пользоваться речью, хоть и криками и уговорами выбраться из оков псевдохристианского издевательства и разврата у неё получилось бы едва ли.
Вообще, отчаяние — подходящее слово для описания единого настроения фильма. Чем дольше его смотришь, чем больше скверных экранных событий проживаешь, тем отчетливее понимаешь, что никаких дорог к спасению и добру здесь даже не предполагается. Не только священник предстает настоящим исчадием ада, сам мир той эпохи чересчур безжалостен, скуп, дик и непрогибаем перед нормами справедливости и морали. И особое место здесь занимает женщина, для которой всегда отводится второстепенная роль, позиция служащего и услужливого, но никак не направляющего и что-либо решающего как в своей семье, так и в целом в обществе. По крайней мере, такой вывод следует из сюжетной линии Лиз, с которой и знакомит нас режиссер. Но с таким притесненным положением, угрожающим как её физическому, так и психическому здоровью, девушка мириться не готова, поэтому собрав все свои силы и мужество, она вступает на путь борьбы за собственную свободу и права.
После таинственно-зловещего и кровавого пролога рассказ о преодолении тяжелых жизненных испытаний будет вестись в обратном хронологическом порядке, примерно как в фильме «Помни», где также снимался Гай Пирс. И здесь любое незначительное упоминание деталей повествования может оказаться спойлером, отрицательно влияющим на общее восприятие интригующего сюжета и стилистических особенностей «Преисподней». Режиссер не то чтобы наслаждается каждым новым ракурсом и гнетущим эпизодом, он как будто намеренно растягивает время, виртуозно замедляет и грамотно управляет им, плотно насыщая неактивные действия мощным зарядом шокирующих аффективных переживаний. Концентрация нервного напряжения с безжалостной резней и меланхолично-обреченной музыкой наводит стойкий удушающе-леденящий эффект, похлеще испуга от любого хоррора, напичканного множеством внезапных скримеров. И это постоянное ощущение застывшего паралитического кошмара буквально врастает в кожу и держит тебя в подвешенном состоянии, словно театральную куклу, ведь лента не даёт послаблений и передышек, беззастенчиво нанося уже и без того истерзанной женщине одну душевную и телесную травму за другой.
Несмотря на тотальную подавленность свет здесь все-таки есть, маленький лучик надежды, что исходит именно от молчаливой героини, и он указывает на дорогу к благу и гармонии, к мечте, к жизни без ядовитого разрушающего контроля, к свободе и к заслуженному праву на свою свободу, и сворачивать с нее нельзя ни при каких обстоятельствах, насколько бы глубокие раны ни оставляли их последствия. И даже если в этом безвыходном жестоком мире спасение видится лишь сказочной иллюзией, выход все равно есть, вопрос лишь в том, хватит ли у тебя смелости и упорства найти его самостоятельно?
9 из 10
Интересно рассказал о новинке. Я о таком фильме даже не слышал. Вообще среди новых хорроров сложно стало найти что-то достойное.
Да ладно, в 2016-ом много приличных картин снято (правда, не все из них чисто хорроры), я вот всё еще отсмотреть все не могу, и кое-что планирую зарецензировать. Да и наши админы на много новинок отзывы пишут.
Могу тебе и всем желающим посоветовать южнокорейский «Вопль» 2016 года опять же (https://www.kinopoisk.ru/film/944958/), большинство отзывающихся его облизывают со всех сторон, мол это сложная и многослойная вещь, требующая очень внимательного скрупулезного подхода. Меня вот не зацепило, я со второго раза его смог осилить, и даже садился с установкой на то, что потом отзыв напишу, но в итоге ничего не смог выродить, ибо ничего не понял и откровенно скучал.
В принципе, неплохой сюжет. Южнокорейский «Поезд в Пусан» меня впечатлил. Я смотрю новинки в основном для Даркер. Но из трех просмотренных фильмов (на 2 я отзыв написал) ни один хорошим не назовешь. Слава богу, я видел еще «Ночные охранники» — вполне хороший чернушный хоррор, особенно интересный для любителей трэша, хотя это не совсем трэш.
“Поезд в Пусан” меня тоже впечатлил, да еще как впечатлил, на 10 баллов! Считаю, что это один из лучших хорроров прошлого года. А вот, например, расхваленный всеми подряд “Олдбой” также родом из Южной Кореи не смог меня очаровать, при том что я не отменяю его некоторых художественных достоинств и идей, просто не моё кино и всё, наверное. И тем не менее, в списке на просмотр у меня много еще чего есть южнокорейского и вообще азиатского кино, надо смотреть и собственное мнение формировать, в крайнем случае для расширения кругозора будет полезно.
«Да и наши админы на много новинок отзывы пишут.»… Да, админы стараются по мере сил, хотя не всегда эти силы находятся, особенно когда новинка реально никакая, и на ее письменную аналитику время тратить не хочется. Но благо всегда находятся и достойные картины из новья, правда в куда меньшем количестве.
О, вот он, фильм, на который я так и не написал текст после просмотра, хотя впечатления были сильнейшие! Поддерживаю мнение, что это просто блестящее кино, именно как художественное произведение. Реально одна из самых жутких картин прошлого года, с отличными актерскими работами. Драматический триллер, на который стоит равняться.
Леша, а ты всегда сразу после просмотра стараешься писать? У меня такое редко получается, обычно несколько дней нужно на то, чтобы все свои впечатления переварить и по полочкам разложить, так сказать, хотя если начинаю что-то сочинять, то и в процессе какие-то мысли меняются и трансформируются, либо появляются новые. Плюс иногда пересматриваешь фильм еще раз, или отдельные эпизоды. В случае с “Преисподней”, я текст написал примерно через месяц после просмотра.
А еще мне интересно, ты что думаешь о вышедших новинках 2016 года в целом? На мой взгляд, реально насыщенный был год. В этом пока что на первый взгляд меньше интересных проектов, хотя… “Оно”, “Тетрадь смерти”, сиквел “Бегущего по лезвию” (оригинал которого посмотрел в пятницу и остался доволен”), приквел-сиквел “Коматозников”, оригинал которых еще надо оценить, “Мама” Аронофски, “Пила 8” — это то, что меня как минимум должно не разочаровать, надеюсь. Из наиболее крутых отсмотренных для себя пока выделяю “Прочь” и “Живое”. Еще от “Лекарства от здоровья” жду красивого и смачного психодела, оно уже ждет на диске своей очереди. 🙂
Никита, как правило, когда решил, что точно напишу текст, начинаю писать на следующий день после просмотра, и весь процесс у меня занимает 2-3 дня. Было время, когда писал за один присест либо в тот же день, как закончил смотреть, либо на следующий. Последнюю пару лет пишу постепенно, в течении нескольких дней, стараясь это делать более вдумчиво и стилистически выверенно. При этом, что самое забавное, критически оценивая самого себя, не могу сказать, что мои тексты стали лучше. Скорее именно манера творчества изменилась.
А вот так, чтобы через месяц после просмотра написать по памяти, такого со мной не бывает. Точнее как; может захотеться написать и через месяц, но в этом случае я обязательно пересматриваю фильм.
В 2016-м хватало хороших триллеров и хорроров. Говоря о тех, что проходили в виде рецензий через наш Клуб, которые лично я считаю высококлассными, это «Кукла», «Тишина», «Сомния», «Отмель», «И гаснет свет», «Неоновый демон», «Страх глубины» (сейчас идет в кинотеатрах под названием «Синяя бездна»), «Девятая жизнь Луи Дракса», «Морган», «Не дыши», «Демон внутри», «Поезд в Пусан»…да и еще можно вспомнить, если покопаться в памяти.
В 2017-м, соглашусь, наверное и у меня самые яркие жутики — это «Живое» и «Прочь». «Лекарство от здоровья» я также уже посмотрел, но как-то не возникло вдохновение написать текст. В целом кино достойное внимание, но по большей части за счет офигительного визуального ряда. С точки зрения рассказанной истории не могу сказать, что фильм мне очень понравился, хотя накручено-наверчено там будьте нате 🙂 Но на самом деле посмотри в любом случае, это именно Кино, которое достойно, чтобы его просто пожирать глазами 🙂
Старые «Коматозники» реально крутые, и новых мне тоже хочется посмотреть, хотя допускаю, что это будет просто техничный глянцевый ремейк, не более того. Вот на «Оно» очень большие надежды возлагаю. И новый «Бегущий по лезвию» мне интересен, обязательно пойду в кинотеатр. Кстати, дочитал буквально на днях литературный оригинал «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика, и, увы, не в восторге…Тот случай, имхо, когда экранизация Ридли Скотта куда мощнее первоисточника, но это лишь мое впечатление, так-то это общепризнанная классика научной фантастики.
Здоровый перфекционизм — это всегда хорошо. 🙂 А еще я иногда прямо во время просмотра какие-то мысли или цитаты из фильма в блокнотик фиксирую, чтоб потом было легче все собрать в один текст.
По поводу перечисленных фильмов — согласен со всем, это как минимум достойные просмотра фильмы, “Не дыши”, “Поезд в Пусан” и “Девятая жизнь Луи Дракса” вообще шикарные и удивительные, я потом чуть подробнее в комментах отпишусь. (“Страх глубины” вот еще не видел) Я специально трейлер не смотрел нового “Бегущего человека”, пока с оригиналом не ознакомился, и меня нереально заинтриговало. И Дени Вильнев, на мой взгляд, идеальный режиссер именно для этого фильма, судя по двум просмотренным пока фильмам — “Убийца” и “Прибытие”, он сможет сохранить ту уникальную стилистику первого фильма.
«Не дыши» слабый фильм, перехваленный. Да Альварес и не смог бы хорошо снять. Я видел его ремейк «Зловещих мертвецов» — ничего особого. По мне, «Поезд в Пусан» лучший хоррор прошлого года.
Касаемо «синхронной фиксации» во время просмотра; у меня так происходит, когда я смотрю фильмы, чтобы для Даркера рецензии написать. Ну то есть тот случай, когда уже пообещал, и нужно написать по-любому, но фильм при этом может жутко не понравиться. И заметки на полях в процесс просмотра мне далее помогают сотворить текст на то кино, для которого я не стал бы писать текст по собственному желанию, ибо либо сказать нечего, либо сказать могу только нецензурную брань 🙂