Человечество всегда тяготелось одиночеством и полёты в космос олицетворяли собой поиск, с придыханием и затаённой надеждой дарующий нам долгожданный ответ на столь животрепещущий для всех вопрос — так ли мы одиноки во Вселенной? И вот уже в наши дни экипаж международной космической станции находится на грани одного из самых важнейших открытий в человеческой истории и истории освоения межзвёздного пространства — астронавты, изучая образцы грунта, собранные с поверхности Марса, обнаруживают первые доказательства существования внеземной формы жизни на Красной планете. Один из образцов марсианской почвы содержит большой одноклеточный организм, который, оказавшись в пределах станции, начинает стремительно развиваться и проявлять яркие признаки агрессии. Ограниченное пространство МКС превращается в самый настоящий капкан для астронавтов и оказывается ристалищем отчаянной борьбы за выживание…
В конце 70-х тогда ещё никому не известный британский постановщик Ридли Скотт подарил миру «Чужого» — теперь уже культовый образчик космического хоррора, опередивший своё время и задавший кинематографические стандарты на многие годы вперёд и, помимо того, создавший нетленный образ одного из самых ярких и до сих пор актуальных кино-монстров в жанре и на экране. В подобной ситуации придумать что-либо новое действительно представляется сложным — ведь сама концепция и без того предельно проста и не может похвастаться полигоном для оригинальных идей — получается Скотт сам создал жанр и он же создал его рамки, преодолеть которые в ближайшее время вряд ли кому-либо удастся: есть космический корабль, его экипаж и сам монстр, а последующее развитие событий диктует первичная и только единственно верная логика. И в контексте этой ситуации чилийцу Даниэлю Эспинозе стоит отдать должное — он не побоялся ступить на давно изведанную территорию и снять своё видение истории в жанре, в котором уже изначально нет места новшествам.
А он ничего и не стал придумывать, фильм Эспинозы — это всё тот же «Чужой», только с оглядкой на современность и ярко-выраженным оммажем в сторону научной фантастики. Другими словами, «Живое» — это «Чужой», каким бы он стал в наши дни. А всяческие допущения и отступления от реальности здесь не мозолят глаз, но всё же при этом работа научных консультантов приятно и закономерно впечатляет. В поступках героев нет ощутимых огрехов и им безоговорочно веришь. Но именно тут и кроется один из изъянов проделанной кинематографистами работы: персонажи здесь настоящие профессионалы и действуют соответствующе, практически без ошибок и лишней паники и именно этот фактор «сливает» всех героев в одну общую людскую массу, пусть каждый и обозначен в прологе индивидуальными штрихами. Сильная же сторона этого фильма заключается в его деталях и их подаче.
Действие картины происходит не на воображаемом космическом тягаче будущего, а на МКС, воссозданной авторами подробно и с необходимым количеством декораций для всех отсеков. Доминирующая (и заодно выглядящая не избито) платформа для передвижения героев здесь — это самая настоящая невесомость, снятая довольно убедительно. Ну и главный козырь фильма — это, конечно же, антагонист. Внеземной биологический организм, инопланетянин, монстр, наречённый Кельвином. Да, на первый взгляд он не впечатляет и не внушает животный страх подобно детище швейцарца Ганса Руди Гигера, но подкупает совсем другим — своим поведением и авторской продуманностью. Рост Кельвина, повадки, развитие и мотивация — всему здесь дано объяснение, логически подкреплено, обосновано и продемонстрировано. Он умён, проворен и невероятно живуч, но при этом всё-равно остаётся животным и преследует единственно верную, заложенную в каждый биологический организм, цель — выжить. Любой ценой. И этот аспект общего замысла только подчёркивает: перед нами не таинственная сила и не воплощение бессмысленного и беспощадного зла, а живая сущность, логику поведения которого с самого начала предопределила сама природа, что превращает всю изначально заданную сюжетную канву повествования в экзистенциальную притчу о выживании в рамках космического хоррор-квеста и повесть о пагубности последствий человеческой самонадеянности.
Структурно фильм прост и развитие событий повторяет схему виденную зрителем неоднократно до этого — знакомство с героями, находка потенциального антагониста, его закономерный рост и последующая охота с поступательным и неизбежным выбыванием персонажей «из игры». И Эспиноза здесь вновь удостаивается похвалы — неспешно и даже усыпляюще начав повествование, он затем разгоняет сюжетный маховик и накрепко сковывает зрителя стальными щупальцами саспенса, подобно Кельвин свою жертву, а венчает всё это нетривиальный, снятый словно с нарочитой издёвкой ударно-ироничный финал, переворачивающий с ног на голову всё виденное до этого зрителем в жанре. Но всё же справедливости ради стоит отметить, «Живое» — это не совсем полноценный хоррор, в нём нет ярко-выраженной таинственности и затуманивающей наш взор загадочности, нет в нём и атмосферы ужаса и пугающей неизвестности, однако всё это удачно компенсируется лёгким наброском предопределённой обречённости, стерильностью трезвого научного подхода, придающего творящемуся на экране холодного реализма, и общим количеством держащих в напряжении зрителя сцен. Чилийский постановщик водрузил на себя незавидное бремя — создать картину в жанре, в котором всё уже давно показано и рассказано и сумел сделать главное — правильно и просто качественно снять фильм, у которого только один существенный недостаток — неоригинальность. Абсолютно ничего нового, только мастерски реализованное старое. «Живое» — это по-настоящему самобытный, зрелищный и живописный образчик жанра и одновременно крепкий научно-фантастический триллер с элементами хоррора, дающий нам ровно то, чего все от него и ждут, и с течением времени имеющий все шансы встать вровень с другими представителями этого направления в современном кинематографе.
«Это не совсем полноценный хоррор» — ну ё-мое, ну почему? «Окулус» не хоррор, «Бабадук» не хоррор — это так, просто примеры, когда жанровые продукты считают вовсе не жанровыми, хотя с чего бы вдруг? То, что у фильма может быть своя собственная концепция ужаса и нестандартные методы запугивающего воздействия вовсе не означает того, что кино не является хоррором (хотя в «Живом» как раз вроде и всё стандартно). Конечно, если судить с точки зрения примитивного ужастика с внезапными криками из-за угла, то это не ужасы. Вы же сами пишите про саспенс, «сковывающий зрителя стальными щупальцами», про обреченность, напряженные сцены, а не это ли атрибуты полноценного фильма ужасов? А так со всем остальным я согласен, получил море удовольствия от просмотра, буквально на одном дыхании и, думаю, пересмотрю в ближайшее время опять.
Никита, я общался с Виталием — автором сего текста еще до публикации, у него действительно свое особое понимание и восприятие «страшного» жанра. Лично я отношу «Живое» к более чем полноценному фильму ужасов по всем параметрам.