


|
||||
|
Зловещее метро — образ метро в российском кинохорроре.Как ни странно это звучит в статье про ужасы в метро, мы упомянем и два фильма, относящиеся вроде бы по определению к совсем иному жанру, но тем не менее без них наш обзор будет скуднее. Итак «Прорыв» прекрасного жанрового режиссера Дмитрия Светозарова, который позже в эпоху перестройки снимет несколько хорроров, в том числе культовых «Псов». Сделано очень добротно, во-первых, создатели очень тщательно изучили мировой кинематограф; жанр фильм-катастрофа (композиция ленты по классическим канонам жанра), фильмов ужасов (чувствуется по эпизодам, например, когда выбивает заглушки из труб — совершенно мистическая атмосфера) при этом действие построено именно на отечественной почве, без «Робинзонов Крузо — членов профсоюза», с сохранением традиций героико-производственных советских фильмов, и, наконец, поставлены мощные оригинальные трюки (прорыв щита, разрушение катка, троллейбус). Такая чисто хичкоковская находка — хтонический ужас у зрителей от ощущения, что земля может в любой момент разверзнуться. Ленту надо бы восстановить с сохранением оригинальной озвучки, конечно. Довольно-таки крепкая работа Дмитрия Светозарова, достаточно нетривиальная, необычная, этакое сочетание документального и художественного стилей. Любил этот фильм всегда потому, что подземные коммуникации для меня — особая романтика, он захватывает, завораживает и это при том, что драматургия не такая уж сильная, но талантливый режиссёр Светозаров выжал всё, что мог, сделав конфетку. Ситуацию ещё спас блистательный актёрский ансамбль. К сожалению, многих из них с нами уже нет. Не могу не сказать пару слов о музыке, она зловещая, пронзительная и создаёт особый настрой, особую атмосферу депрессии, мрака. Фильм буквально пропитан этой таинственной, мрачной, мистической аурой, это, кстати, является основной фишкой во многих фильмах Светозарова, что в общем-то идёт только на пользу. Конечно, здесь нет глубинных образов, персонажи не особо ярко прописаны, здесь нет динамики, то есть в немыслимом напряжении данное кино не держит, но он сделан хорошо, талантливо и без всякого пафоса. А ещё операторская работа тоже заслуживает отдельной похвалы, все сцены сняты просто потрясающе. Следующий воистину культовый фильм на тему страшного метро — «Научная секция пилотов», режиссер Андрей И. Вот что писал об этом фильме критик Александр Федоров. «Вот уж поистине образец стильного фильма! В фантастическом триллере Андрея И «Научная секция пилотов» поражает, прежде всего, потрясающая операторская работа Игоря Клебанова. Все снято под необычным углом зрения, при странном освещении, искажающем выражения лиц персонажей. Лица эти становятся прямо-таки зловещими, если не демоническими. Примерно то же самое можно сказать и по части режиссуры Андрея И. В 1993 году его псевдодокументальный фильм о создании засекреченных биороботов «Конструктор красного цвета» наделал немало шума на московском фестивале своими шокирующе-натуралистическими эпизодами. Вот и на сей раз в истории о серийных убийствах водителей поездов в московском метро немало кровавых и жутких сцен, причудливо смонтированных под таинственную музыку Сергея Курехина. Следуя модной ныне тенденции, Андрей И заставляет своих персонажей /особенно женщин/ испытывать чуть ли не сексуальное наслаждение от всей этой жуткой и кровавой игры в подземных шахтах метрополитена…» Конечно, «Научная секция пилотов» не дотягивает до уровня знаменитого «Криминального чтива», но я убежден, что у этой картины тоже есть свои «фаны»… «Путевой обходчик» — экранизация одноименного довольно неплохого хоррор-романа Валерия Кречетова. Cдается мне, что некоторые последние российские триллеры лучше читать, чем смотреть. Исходные романы трех последних триллер-хитов «Путевой обходчик», «Любовь и страхи Марии» и » Смерть советским детям» привели меня в бешеный восторг. Экранизации же этих книг тоже по своему хороши, но, увы, уже такого восторга не вызывают почему-то. Акцентируем внимание на «Обходчике», попробуем увидеть его достоинства и недостатки. Ну во-первых хвала авторам фильма; различные БУ!, перенесенные на нашу почву из голливудского опыта, здесь внедрены даже слишком хорошо. Образ злой неотступной разрушительной силы (эдакий маньяк-терминатор, который не прекратит преследование, даже если ему голову отрубить или сжечь, авторам удался. За героев переживаешь, сочувствуешь и прочее, но одно «но»; мотив эдакой вселенской злобы обходчика в фильме никак не указан в отличии от книги, а это значительной обедняет моральную составляющую фильма. В книге он был метростроевцем, которого во время обвала бросил предательски умирать друг. Выжив, он озлобился на весь мир и поклялся вырывать глаза всем, кто спуститься в его подземное царство. В книге он был реальным жутким мутантом, а в фильме превратился в ходячую мумию с очками электросварщика. Еще у него был страж, демонический пес… но не буду открывать всех тайн романа, прочтете сами, а фильм по своему хороший, образ зловещего метро, подыгрывающий маньяку, авторам по-моему неплохо удался, а к финалу действие и вовсе становится нешуточно динамичным. «Метро» тоже формально как бы принадлежит к территории фильмов-катастроф, но так сошлось и даже непонятно, чего больше; актёрской игры или операторской работы, но страшно и тревожно было нереально, саспиенс на уровне Хичкока, но не ради самого напряжения, а по системе Станиславского, в самом лучшем виде. Ставлю большую ПЯТЁРКУ, но второй раз наверное не решусь посмотреть. Очень тяжелый фильм, страшно смотреть … А ведь подобная авария была уже в Лондоне, в семидесятых, погибло много людей, там обрушился эскалатор, было еще затопление, не помню подробностей, но жертв было много, вся Великобритания была потрясена, был национальный траур … Кошмар, одним словом! Актеры сыграли просто потрясающе, психологически сценарий удачен, не знаю как насчет технических «ляпов», но то, что в художественном фильме главное — донести до зрителя эмоции, заставить задуматься на данную тему, даже несколько тем — было, и очень убедительно! Спасибо всем создателям, особенно актерам, операторам, постановщикам трюков … Детали, характеры, все разнообразие людской менажерии в вагоне метро — всё было, а мимолетность страстей и забот наших по сравнению с силой стихии, и также с человеческими недостатками вроде безответственности, невежества … просто физически ощущались на протяжении всего фильма! Вряд ли буду смотреть еще раз — страшно, но за первый раз не жалко, фильм сильный. И наконец недавние «Диггеры»; припоминается старенький фильм «Люми», где монстра изображали два человека, два спортсмена; один сидел у другого на плечах. Но пересмотрите, до чего драйвово выглядит то кино, снятое за три копейки, и живет в памяти спустя тридцать лет. В «Диггерах» монстра изображал тоже человек, одетый в так называемый костюм монстра, и почувствуйте, как говорится, разницу, пересмотрите старенький ужастик «Люми», не разочаруетесь, а это кино сотрется из памяти уже через неделю, хотя может я слишком критичен, не знаю. Даже метро здесь, увы, не пугает, ни вызывает у зрителя ни клаустрофобии, ни паники, к сожалению. На этом закончим наш обзор о российских ужастиках в метро. Фильмография : Советские и российские ужасы о метро. Читайте также в Клубе: |
|||
|
Добавить комментарий