После просмотра новой долгожданной главы о вселенной Чужих хочется возрадоваться с криками «Вот! Это именно то, чего и хотелось увидеть от такого кино с момента выхода спорного запутанного «Прометея». Конечно, фильм неидеальный и малость затянутый, но его повествование выстроено настолько умело и заманчиво, и хоть и минимально связано с тем, что происходило в предыдущей картине (и это, наверное,
хорошо), однако по его завершению хочется заново проанализировать историю «Прометея», чтобы сложить некоторые части придуманной режиссером головоломки в единое целое, даже если вы к нему отнеслись более чем прохладно. Однако и не ждите того, что сюжет продолжит копаться в поставленных ранее религиозных и философских вопросах о создателей нашего мира, существовании так называемого рая и прочих вытекающих отсюда научных парадигм. Но без интеллектуальной «пищи» «Чужой: Завет» свою аудиторию естественно не оставит, ибо это кино далеко не только про борьбу человека с хищной инопланетной тварью.
Собственно, поражаться фантазии и таланту Ридли Скотта здесь можно уже начиная с межжанрового симбиоза фильма, в котором помимо научно-фантастического хоррора про биологическое заражение и монстров намешаны элементы: 1) стебного трэша, выражающегося в феерической глупости команды (которая даст фору участникам экспедиции «Прометея»), отвечающую за глобальную гиперответственную миссию и основательно подготовившуюся к ней, во что верится с большим трудом, следствием которой является полное игнорирование мер собственной безопасности и внезапные неконтролируемые приступы
истерики при возникновении беды, а также в злобном иноземном существе, способном зародиться «во чреве» и полностью созреть буквально из щепотки пыли всего за несколько часов; 2) психологического триллера, с успехом нагоняет который Майкл Фассбендер и, внезапно, снова Майкл Фассбендер, играющий двух любознательных роботов-андроидов, идентичных по внешним признакам, но сильно различающихся внутренне; 3) трудно поверить, но слэшера, жестокого, извращенного и, мать вашу, реально жуткого и кровавого! Вместо мачете с бензопилами — дикие зубастенькие ксеноморфики, вместо перевозбужденных студентов — амбициозные, но неосторожные ученые, вместо сумасшедшего маньячилы — хладнокровное и инфернально-хитрое… пусть будет ОНО, дабы не было спойлеров. Но этот неожиданный подход к сотворению беспощадного зла действительно удивляет в самом положительном восприятии. И с такой точки зрения происходящее на экране как бы переворачивается, ты смотришь фильм о чужих, но в то же время он и не о них родимых, твари выступают как средство уничтожения человечества и не только, ибо на неизведанной планете больше нет никакой другой формы жизни, но приход их спланировал тот самый маниакальный гений, мечтающий взрастить неистребимый совершенный организм, и тем самым изменить ход эволюции, внедрив новую форму высшего разума.
Продолжая рассужден
ие о совершенном организме и совершенной жизни, следует снова вернуться к превосходному перфомансу господина Фассбендера в его раздвоенном состоянии. Дэвид и Уолтер. Они одинаковые, но и парадоксально непохожие. Они дружелюбные и помогающие людям, но при этом таинственны, непредсказуемы и этим опасны. Два набора чипов, микросхем и запрограммированного разума, но имеющего помимо него и свои личные убеждения и цели. Бесчувственные машины, проявляющие способность испытывать чувства. Их возрастающая потребность развиваться, познавать новое, а главное — ощущать себя бессмертными, неуязвимыми и всемогущими субъектами вызывает страху не меньше, чем сами чудовища. Но и при этом завораживает и цепляет. Такой разноплановый и завуалированный диалог двух одаренных киборгов занимает чуть ли не центральное место во всем сюжете, поднимая тему о том, кому проложена дорога в будущее, кто достоин занять наивысшее место в цивилизации, и ждать ли каких-либо перспектив человечеству, творения рук которых сегодня могут во многом превосходить их смертных создателей. Не роем ли мы сами себе пропасть в адское подземелье всеми этими компьютерными разработками и исследовательскими открытиями, стремясь познать то, что
познавать не следует или невозможно? Этот вопрос поднимался уже ни в одном десятке фильмов, и достаточно показательно раскрывается в «Чужой: Завет». Само название корабля «Завет» намекает на негласную договоренность людей строго выполнять свое предназначение, которое они с легкостью нарушают, и таким образом себя же и наказывают. Люди летели на одну планету в условный рай, чтобы начать новую счастливую жизнь, но сами же свернули с намеченного пути и попали прямо в преисподнюю.
Монстры, к сожалению, будут баловать нас не так часто, как хотелось бы, особенно если взглянуть на приличный хронометраж. Зато практически все сцены с грациозным появлением чужих сняты мастерски и великолепно, по всем законам качественного страшного кино. Причем покажут их в нескольких мутировавших вар
иациях. Но неизменно в этих идеальных убийцах одно — их прирожденная звериная агрессивность, быстрота и сила. Черепа и ребра проламываются с мерзким хрустом, кислота оставляет отвратительные ожоги на коже, кровь хлещет во все стороны, заливая красной краской стерильные стены космического лайнера, несчастные астронавты истошно вопят от жгучей боли и перманентного ужаса. Озноб по коже и нарастающее напряжение будет исходить не только от свирепых атак, но и от впечатляющих пещерных локаций с пугающими плакатами и чучелами результатов безумных экспериментов над выведением нового биологического вида. Нездоровая обстановка этой темной монструозной лаборатории вместе с её изобретательным и расчетливым хозяином неплохо так давит на мозги, и одновременно очаровывает своей смертоносной противоестественной красотой.
Снижает градус интереса и вовлеченности в экранные события слишком длинное вступление до высадки команды на планету, а также финальные разборки с монстром, которые, с одной стороны, вроде бы передают пламенный привет первому фильму и его сиквелам, а с другой ничем оригинальным абсолютно не выделяются, как и твист с «не тем пассажиром», который опытные кинолюбители наверняка сразу просекут. И тот самый эпизод в душе из трейлера могли бы как-то покреативнее снять, поиграть с атмосферой и преследованиями за жертвами, но вместо этого предсказуемо «слили» всю интригу в духе опять-таки стандартного слэшера, как и последующую беготню за нечистью. Отсутствует какой-либо шарм и нерв и в десятке персонажей бравого экипажа (два Фассбендера не в счет), запоминающиеся в первую очередь непростительно беспечным поведением, о чем уже было сказано выше. Да, если судьба человечества будет находиться в руках таких героев, то людская раса заранее обречена на погибель. А быть может это намеренный и иронично-злой подход режиссера в демонстрации того, что приставка «сверх» никогда не сможет стоять рядом с таким простым и склонным к саморазрушению явлением, как «человек»?…
7 из 10
Страница фильма «Чужой: Завет» в КЛУБ-КРИКе
Превосходный текст! Думаю, сам Скотт остался бы доволен подобной аналитикой его творения. И вот такие вот взвешенные рецензии на вес золота, когда автор осмысленно поясняет свою точку зрения касаемо непростой многослойной картины.
Спасибо, Никита, твори чаще!
Спасибо! Да, мнение Скотта интересно было бы услышать, насколько верны наши догадки. 🙂
Если раньше фильмы по чужим не смотрел то вполне может и понравится. Поклонникам лучше обходить стороной чтоб не огорчаться