Эксклюзивный отзыв на готический хоррор «В замке кровавой похоти» (Im Schloß der blutigen Begierde, Германия (ФРГ), 1968) только для сайта КЛУБ-КРИК.
Готика без примесей
Имя Адриана Ховена киноманам известно прежде всего по эксплуатационной дилогии «Печать Дьявола», ставшей своеобразной классикой жанра и открывшей в европейском кинематографе ящик Пандоры натуралистичного изображения пыток. Хотя его послужной список насчитывает множество ролей и несколько режиссерских работ, в истории он остался прежде всего за счет красочного изображения «ужасов Средневековья» задолго до хрестоматийной «Плоти и крови» Верховена. Но незадолго до того, как немецкий режиссер отправился в путешествие по кровавым архивам Инквизиции, он снял практически идеальный, словно картинка для учебника истории кино, готический хоррор «В замке кровавой похоти».
Здесь есть все, что вы любите в жанре, но боитесь в этом признаться. Мрачные подземелья старинного замка, древнее проклятие, обольстительные сексуальные красавицы во главе с ослепительно-рыжей дьяволицей Жанин Рейно и конечно же словно созданный для ролей готического злодея Говард Вернон, на всем полувековом протяжении своей славной кинокарьеры выглядевший человеком одного возраста. Один взгляд на одетого в средневековый костюм сурового человека с опущенными вниз уголками рта и глядящим мимо камеры отсутствующим взглядом навевает жуть. И граф фон Саксон – всего лишь еще один из череды его героев: доктора Орлова, графа Карлстейна, барона фон Клауса, графа Зароффа и так далее, и тому подобное. Вернон – просто олицетворение сумеречной готики. И Ховен использовал его так, как используют икону – поместил в красный угол и заставил на него молиться.
Но, как известно, короля делает свита. И режиссер подобрал ее так, что можно лепить с них восковые копии для аттракциона «Пещера ужасов». Образцово-показательный негодяй с печатью разврата на лице Мишель Лемуэн (опять-таки – привычное амплуа актера, но доведенное им до совершенства), загадочный серб с сильным славянским акцентом Владимир Медар, развратная и циничная стерва Рейно (тоже – приросшая к лицу маска, ставшая неотъемлемым образом актрисы)… Ховен не придумывал ни-че-го! Просто, как хороший футбольный тренер, взял – и расставил всех по нужным местам. А исполнители не подвели, создав настолько вязкую и густую атмосферу готического кошмара, что зритель забывает на каком он свете, в каком веке, и вообще не лучше ли включить свет и пойти проверить не превратился ли его двенадцатый этаж новостройки в какое-нибудь древнее подземелье.
И уже не столь интересен сюжет, который, конечно, не блещет оригинальностью и свежим взглядом. Куда важнее атмосфера, затягивающая в себя и не желающая отпускать даже после финального: «Ende». Тут ведь Ховена опять озарение посетило – он фактически оставил фильм незавершенным, не дав определенного ответа о судьбе попавших в замок героев, хотя Смерть, покидающая Саксон на бледном коне и дает более, чем прозрачный намек. Но только намек – не более. Вообще, в картине продумано все. До мельчайших деталей. Например, переодевание героев в средневековые костюмы. Это не просто маскарад в угоду прихоти хозяина – это способ максимального погружения в эпоху, когда проклятия существовали во всей своей ужасной реальности. На человека в костюме рационального XX-го века они подействовать не могли, а вот стоит одеть блио и котту – и ты уже беззащитен перед сверхъестественным. А уж когда на него, грешного безбожника, смотрят суровыми взорами готические скульптуры святых – спасение (тела ли, души – неважно) становится невозможным.
Единственное, что выбивается из стильного готического ряда – это способ, которым Вернон / фон Саксон пытается оживить свою ставшую жертвой насилия дочь – пересадкой сердца от ее двойника. Это уже кажется заимствованием из какого-то другого жанра: фантастического хоррора о безумных ученых. Однако образ проводящего операцию врача – Доктора Смерть, ставит все на свои места. Никакой путаницы не произошло, и никакой «наукой» в этой мистической Вселенной не запахло. «Замок кровавой похоти» остается образцово-показательной готической картиной. Даже более готической, чем классика английской студии «Хаммер», не говоря уже о современном гламуре от Тима Бёртона и иже с ним. Садясь за просмотр этого фильма вы словно входите под своды храма XIV века. И горе тому, кто там согрешит!
Добавить комментарий