Роб Зомби потихоньку совершенствует своё мастерство, несмотря на то, что бюджеты его фильмов становятся всё меньше и меньше. Если совокупный бюджет его дебюта был 10 миллионов, то у последних двух фильмов бюджет на уровне 1 500 000. Причём деньги на съёмки своего последнего фильма режиссёр собирал в интернете.
Первоначально, впрочем, Роб Зомби собирался снимать биографический фильм о Граучо Марксе, одном из знаменитых комиков немого кино. Постепенно Зомби отказался от этой идеи, может, не найдя финансирования, зато комическая составляющая нашла отражение в лучшем на сегодняшний день фильме Зомби, где не только повествуется о труппе бродячего цирка, но и маньяки замаскированы под клоунов. Можно вспомнить недавнюю «Резню в парке аттракционов«, где разыгрывается похожее клоунское безумие, однако фильм Роба Зомби лучше выверен. В нём нет ни глупых шуток, ни неубиваемых маньяков, ни тупых подростков, из которых никого не жалко. Наоборот, у Зомби все герои зрелые, а на таких персонажей смотреть куда интереснее. Зомби не боится приглашать вышедших в тираж хороших актёров и давать им главные роли, оттого из женского состава мы имеем 45-летнюю жену Роба Шери, а также 67-летнюю Мег Фостер. Приходится лишь сожалеть, что в хоррорах женщин рассматривают исключительно как сексуальные объекты, вставляя в каждый фильм глупых барби, которых убивают сразу, как они покажут сиськи. Ну, туда им и дорога. При этом Зомби не забывает об эротике, оголяя эпизодических красоток, которые прислуживают злодейским устроителям. А это вовсе не хитрые продюсеры, озабоченные рейтингом, как в «Рубаках», а престарелые богачи, одетые по моде XVIII века, воскрешая в памяти либертенов де Сада. Пожалуй, и они так не развлекались, как эти герои. Среди них присутствуют талантливые Джуди Гисон и Малькольм МакДауэлл, замечательно играющий очередного мерзавца. Их персонажи делают ставки, как в казино, на живых людей, кто останется в живых, напоминая этим развращённых богачей из отличной комедии «Крысиные бега», правда, там на кону были вовсе не жизни.
Как и автор «Потерявшихся во тьме», Роб Зомби не забывает напомнить, что «31» — это всего лишь кино. Он делает стоп-кадры, тасует кадры, как колоду, подбирая нужный, не позволяя принимать близко к сердцу творящееся безумие. Ведь жизнь — это тоже игра со смертью, что замечательно показал Ингмар Бергман в «Седьмой печати», а кино — игра тем более. Как и литература, кинематограф на исходе XX века знаменательно подошёл к репрезентации самого себя, простому открытию, что всё уже снято и удивить нечем (конечно, это касается развлекательного кино), а потому, как пазлы, можно собирать фильмы из сюжетов других фильмов, авось, да и получится что-то путное. Вот уже и «Поворот не туда» совершает дерзкий налёт на сокровищницу хорроров 1970-1980-х гг., и, примеривая себе составные части, как дамы платья, щеголяет так перед зрителем. За ним прокрался хитрый вор «Самайн», который утащил не только сюжет, но и музыку (а было бы можно, и операторскую работу с монтажом стащил бы). И «Артефакт» собрал себя из фильмов 1980-х гг., и трилогия «Топор«, хорошая в своей абсолютной вторичности. Вот и «31» собрана из фильмов и литературы, в то же время не становясь только пастишем, ведь режиссёр не только всё украсил отличным визуальным рядом, но и отметил своё произведение стилем, чётким ритмом, отчего на беготню героев вовсе нескучно смотреть. Из всех хорроров Зомби этот — самый выдержанный в одном стиле, зрелый по режиссуре, не имеющих недостатков «Рубак» или «Резни в парке аттракционов». Режиссёр сдерживает визуальное насилие, не забывая про психологию, творит безумный хоррор, чем-то похожий на кошмар, воскрешая в памяти стиль Лючио Фульчи. Он наконец-то научился снимать настоящее кино, к которому не применимы понятия слэшер или трэш. «Повелители Салема» и «31» — это фильмы, в которых каждая категория зрителей найдёт что-то интересное для себя. И когда-нибудь его дебют «Дом 1000 трупов» даже привлечёт дополнительное признание трэшу, что даже из антикино вырастают настоящие режиссёры.
8
Андрей, бог с ним, с Зомби, но ты меня этой рецензией заставил в очередной раз вспомнить про Бергмана, что пора его уже начать смотреть, а то всё только собираюсь…Теперь точно что-нибудь у него посмотрю в ближайшее время.
Я даже могу подсказать. Например, «Седьмую печать» или «Час волка», или «Девичий источник», к которому уходят корни «Последнего дома слева», вплоть до «Я плюю на ваши могилы». И хотелось бы отзыв почитать, тем более страницы фильмов есть на сайте.
Почти стопроцентно это будет «Девичий источник», рецензию для Клуба обещаю.
Особо обрати внимание на психологическую глубину Бергмана, его противопоставление двух религиозных систем — христианства и язычества. И как все сейчас свелось в сторону «Пилы» (я имею ввиду франшизу с Сарой Батлер).
Пока ещё не брался – «Повелители Салема» разочаровали в своё время.
А мне они больше всего понравились, что режиссёр решил снять атмосферное медитативное кино, а не трэш или слэшер. Что-то в них есть авторское, без сомнения.
Ох, нет, не понравился мне этот тридцать один. Я прям разочарован. А столько шумихи было, что Зомби снимет жесть жестяную с запредельным рейтингом, который изначально должен был быть NC-17. Да, тут полно кровяки, поножовщины и бензопил, но всё это сделано и показано как-то без изыска и вкуса. Всё напоминало какой-то плохой цирковой номер больше, а не художественный фильм. Причем к самому автору я отношусь довольно положительно, ремейк «Хэллоуина» крут и прекрасен, и его «Дом 1000 трупов» мне прям очень зашел, я даже рецу начал писать, но потом бросил и забыл.))) Но там была прям такая здравая неадекватная атмосфера вперемешку с какими-то мракобесными, но гипнотическими глюками, дичайшим безумством и маниакальной истерией. Так вот «31» напоминает скорее его жалкую копию. Попытки сотворить шизоидную атмосферу оборачиваются простым кривлянием на камеру. Да, тут нет подростков, но это не значит, что герои не тупят. Еще как тупят! Ближе к концу один из них уходит от основной группы искать приключений на свою пятую точку, когда в любой момент из-за угла на тебя могут напасть. В это время другой персонаж успевает за время этой жестокой игры прилечь и поспать, и увидеть нехорошие сны!!)) Потом он идёт искать заплутавшего, и… сами догадаетесь, чем всё закончится? В общем, классика!)) Ну как, скажите, можно стоять и ТАК ДОЛГО скрестись у закрытой двери, когда сзади к тебе подкрадывается убийца, думается мне, в такой стрессовой обстановке ты будешь каждую секунду головой вертеть на все 360 градусов. Особенно обидно, когда это происходит вроде бы с неглупым героем. Вот Мег Фостер и правда хороша, больше всего симпатии к ней испытывал, но и она тут тоже тупила.)) А может это просто трэш и к нему не нужно таких жестких требований предъявлять? Я даже не знаю, честно говоря, есть ощущение, что такие ленты как раз дискредитируют жанр хоррора, ибо здесь кроме показушного насилия, кровяки (да и то, многое было скрыто от глаз, видимо, чтобы рейтинг до R-ки снизить) и бессмысленной грязной болтовни ничего нет. И ладно бы это, но ведь и смысл самой игры остался под семью печатями, шо это всё было вообще? Почему игра называется «31», типа Хэллоуин 31 октября, или что? Весь этот дурацкий грим заказчиков-распорядителей с чем был связан, показать, что они свихнувшиеся обдолбанные мудаки? Ничего не объясняется. Да, в «Доме 1000 трупов» тоже, насколько я помню, точных объяснений не было (и я, кстати, сиквел еще пока не смотрел, может быть там чего расскажут), но зато там другие достоинства были, указанные выше. А эту ленту, по всей видимости, режиссер снимал только для себя, и для своей жены. Правда, саундтрек мне понравился. Что-то я так злобно разошелся, хотя оцениваю кино не на самый низкий балл — 4 из 10. По крайней мере, динамично и не скучно, но рекомендовать бы я его никому не стал.
Тогда тебе стоит посмотреть «Рубаки» — может, он понравится.
Так, а можно ссылочку?
https://www.kinopoisk.ru/film/39091/
Тут также есть мой отзыв.
Спасибо, ознакомился. Я вроде читал уже, меня, наверное, насторожили одни «сисястые» кадры в публикации.) Добавлю к списку, посмотрю когда-нибудь, раз ты советуешь, но, думаю, нескоро.