А начиналось все весьма обнадеживающе — с выбора на главную роль Овиди Монйора, за пару лет до «Оранжереи» создавшего образцово-показательный образ «маниака» в фильме «Кровавый секс» Мануэля Эстебы. В картине далеко не самой выдающейся, но сделанной крепко и вполне оправдывающей ожидания любителя фильмов ужасов. Невероятно выразительные и печальные глаза каталонского актера вообще делали его ценной находкой для любого режиссера. А уж если ему при этом было, что играть — все остальное становилось неважным. К огромному сожалению, у Лапейры играть Монйору было нечего. Его персонаж, Карлос Хименес, изначально представлял из себя схему, оживить которую было не по силам даже талантливому актеру.
Но поначалу эта схема вполне успешно работала: чудаковатый одинокий библиотекарь, все свободное время посвящающий выращиванию экзотических растений, вполне отвечал ожиданиям. Оставалось только дождаться развития образа, тем более, что сюжет вроде бы позволял. Неожиданная встреча поздним вечером, спасение очаровательной барышни от хулигана, внезапная любовь, о которой уже и не мечтал. И жестокое унижение, от которого сносит «крышу», превращая мирного книжного червя и ботаника в кровавого убийцу. Сюжет вроде бы развивается по классическим законам психологического триллера, в котором Монйор чувствует себя уютно, рисуя своего персонажа грубоватыми (как изначально предполагал сценарий), но точными мазками. И тут… Бац! И кончилась вся психология. Ведь не подойдешь к переродившимся хищным растениям с человеческими мерками.
А никаких других у Сантьяго Лапейры не оказалось. И выяснилось внезапно, что и Монйор ему не нужен был особо: вообще статистами обойтись можно было. Да и с сюжетом, что делать — неизвестно. Разве что комкать в сюрреалистическую развязку, спасаясь в черном юморе того самого «Маленького магазинчика ужасов». Только вот если Корман изначально снимал чистой воды трэш, иронизируя над самим собой (и над зрителями, чего уж там), то Лапейра просто искал спасительный якорь, который мог бы удержать его фильм от гибельного дрейфа. Но так и не нашел. Вторая половина истории, в которой главным (и единственным) героем становится кровожадная оранжерея, безнадежно проваливается. Конечно — у растений ведь нет бесконечно выразительных глаз Монйора. А с юмором тут изначально не задалось.
Словно понимая, что делают что-то не то, авторы картины быстро ведут дело к финалу, забывая о том, что в правильном хорроре неплохо было бы чуточку подзатянуть экспозицию финальных сцен: наполнить ее томительным ожиданием, разлив в воздухе саспенс, поиграв «шорохами и скрипами». Не тут-то было. Полностью игнорируя тщательно создаваемую поначалу интригу, «Оранжерея» стремительно катится к предсказуемой развязке, в которой весь «ужас» заключается в заливающей экран крови. Но это уже совсем не страшно и даже не смешно. Так что, остается только гадать, что бы было, если бы за реализацию изначальной идеи взялся более мастеровитый режиссер. А лента Сантьяго Лапейры укладывается на свое место среди заспиртованных уродцев Кунсткамеры.
Добавить комментарий