Немецкий режиссер и сценарист Виктор Тривас и немцем-то фактически никогда и не был. Эмигрировавший во время Октябрьской Революции из пылающего красными огнями Санкт-Петербурга, Виктор Тривас, имеющий, помимо русских, еврейские, португальские и испанские корни, долго скитался по европейским землячествам в поисках наиболее удобного пристанища, пока окончательно не остановился в Германии, вскоре начав работать и как сценарист, и как режиссер. За время своей долгой кинокарьеры, продолжавшейся весьма успешно и в период Второй Мировой Войны (в связях и явных симпатиях к нацистам замечен не был), Тривасу удалось плодотворно поработать и с Георгом Вильгельмом Пабстом над его картиной «Любовь Жанны Ней» (1927), и с еще одним русско-немецким режиссером Федором Оцепом, и с самими Орсоном Уэллсом (фильм «Чужестранец» 1946 года, за который Тривас как автор сценария был удостоен оскаровской номинации) и Отто Преминджером. Причем все-таки Тривас был подвержен чувству ностальгии по Родине, он ощущал себя чужестранцем, брошенным вдали от Родины, несмотря на все свои кинематографические успехи. Потому и в названиях многих лент, в создании которых Тривас принимал непосредственное участие, скользит мечта о возвращении в Россию и тоска по ней: это и картины «Товарищ», и «Песнь о России», и «Три русские девушки».
Одной же из последних прижизненных картин Виктора Триваса стал вышедший в 1959 году научно-фантастический фильм ужасов «Обнаженная и Сатана», имеющий также второе название «Голова», ныне являющийся почему-то незаслуженно забытым, хотя данная черно-белая лента по многим параметрам стала первой в истории хоррора картиной поджанра nunsploitation. Формально присутствующая в фильме фантастическая фабула с историей доктора, занятого оживлением мертвых материй, отсылает ко множеству классических картин жанра ужасов и Виктор Тривас не скрывает отчетливых и видимых на поверхности связей «Обнаженной и Сатаны» с выдающимся творением Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари», однако серьезным образчиком подобных фильмов ужасов лента Виктора Триваса не является ни в коей мере. Не скрывая явных иронических и сатирических интонаций, Виктор Тривас ловко ломает шаблоны большинства историй о зловещих докторах-реаниматорах в лучших традициях Роджера Кормана и превращает все дальнейшие события в картине в нарочитый разгул и апофеоз гротеска и изощренного черного юмора, подкрепленного для вящей убедительности еще и эксплуатационным эротизмом образа злой сексапильной монашки и фильм представляет исключительный интерес лишь для ценителей всякого редкого и забытого кино.
Собственно, фильм «Обнаженная и Сатана» для жанра nunsploitation значит очень много, ведь влияние этого основательно подзабытого немецкого комедийного фантастического хоррора на данный эксплуатационный поджанр чрезвычайно. Влияние «Обнаженной и Сатаны» простирается до таких заметных картин в этом необычном поджанре ужасов, как «Монахиня» Жака Риветта, «Алюкарда» Хуана Лопеза Моктесумы, «Флавия, мусульманская монахиня» Мингоцци, «Любовные письма португальской монахини» Франко и т. д., вплоть до самых беспросветных трэшевых образцов с явным налетом выразительной порнографии и богохульства. Во всяком случае, «Обнаженная и Сатана» стал фактически первой лентой в жанре ужасов, в которой появился образ монахини в контексте устрашения и саспенса, хотя, конечно же, страшным фильм Виктора Триваса назвать тяжело с точки зрения современного зрителя.
Однако рассказанная в фильме история о говорящей мертвой профессорской голове (почти что «Голова профессора Доуэля»), его странном помощнике с фетишистскими отклонениями и явлением преинтересных харизматичных образов недобрых католических монашек все-таки по-хорошему впечатляет и запоминается, чему немало способствует качественная режиссура, пусть и в рамках малобюджетного кино, атмосферная и местами стилистически оригинальная операторская работа Георга Краузе и неплохие актерские работы Хорста Франка, Геьмута Шмидта и Пауля Даллера.
Фильм, безусловно, далек от канонов шедевральности (впрочем, данная картина с самого начала вовсе и не стремится быть чем-то большим и выдающимся), всяческие жанровые штампы и клише в фильме имеются, хоть и в весьма небольшом количестве. Иногда кажется, что, создавая данную картину, Виктор Тривас просто пытался отдохнуть и расслабиться и в финале своей карьеры сотворить нечто свежее и нетривиальное. Удалось ли ему это? Относительно да, ведь «Обнаженная и Сатана» дала в дальнейшем сильнейший толчок развитию темы nunsploitation в еврохорроре, но в отличие от последующих картин данного поджанра лента Триваса осталась совершенно незаслуженно в тени. Интересный, неординарный и необычный фильм, бросивший вызов стереотипам, которому совершенно к лицу черно-белый формат и вывернутые наизнанку мотивы сюрреализма и авангарда.
Добавить комментарий