Роман «Я — легенда», повествующий об истории последнего человека, оставшегося на Земле после опустошительной эпидемии превратившей всех других жителей планеты в вампиров, был написан Ричардом Мэтиссоном (ныне признанного классиком, например Стивен Кинг называл его «автором, который повлиял на меня больше всего, как на писателя») в 1954 году. В последующие 50 лет роман послужил мотивом для нескольких фильмов. В 90-е годы, на волне успеха ряда фантастических блокбастеров, студия Уорнер Бразерс приобрела права на роман Мэтиссона, после чего данный проект превратился в один из самых известных долгостроев Голливуда. Марк Протасевич написал первый сценарий, а режиссером фильма должен был стать Ридли Скотт. На роль исполнителя главной роли предполагалось взять большую звезду вроде Тома Круза или Мела Гибсона.
Вскоре проектом заинтересовался Арнольд Шварценеггер, после чего специально нанятый для этой цели Джон Логан написал второй сценарий, который был подогнан под Шварценеггера. Надо сказать, сценарий Логана целиком концентрировался на борьбе Невилла за выживания (как и в книге, в той версии он был обычным человеком), был намного мрачнее и депрессивнее как сценария Протасевича, так и снятого в итоге фильма. Каким бы получился фильм, сложись тогда все как надо? Можно наверняка сказать, что он бы был абсолютно другим (лично на меня сценарий Логана произвел весьма приятное впечатление, по духу это наверно самый близкий к книге сценарий). Но, к сожалению, студия не решилась дать добро проекту — бюджет вырос до громадных 108 миллионов (на дворе был 1997 год), а сборы последних фильмов Скотта и Шварценеггера наоборот были более чем скромными. Поэтому, на несколько лет съемки фильма были отложены.
В 2002 году Уилл Смитт выразил заинтересованность в проекте, после чего дело сдвинулось с мертвой точки. Акива Голдсман переделал сценарий Протасевича, а известный клипмейкер Фрэнсис Лоуренс, незадолго до этого снявший экранизацию комикса Константин, получил кресло режиссера. Наконец, в 2007 году фильм вышел на экраны.
Успех зрительского восприятия фильмов подобного плана (о крахе человеческой цивилизации, жизни» на грани» и выживании) зависит от того, насколько у создателей получается заставить зрителей сопереживать главному герою и проникнуться той ситуацией в которую он попал. Казалось бы, с таким сюжетом (гибель человечества, герой который три года не видел ни одного человека и каждый день борется за свою жизнь) и Уиллом Смитом в главной роли (а для этой роли он старался, это заметно) все козыри были на руках у Лоуренса.
Но к сожалению, режиссеру не удалось передать весь ужас и безысходность ситуации, в которую попал Невилл. В фильме есть ряд действительно атмосферных моментов, есть одна очень грустная сцена когда Невилла действительно очень и очень жаль (хотя справедливости ради отмечу что в книге похожая сцена еще больше брала за душу), но они не выстраиваются в одну цельную картину сопереживания, что является очень большим минусом.
Отчасти в этом виноват сценарий. Во-первых, по мере просмотра фильма в глаза бросается ряд странностей, которые портят впечатления. Например, совершенно непонятно откуда на Манхэтенне стада оленей и почему зараженные не съели их за три года. Невилл тоже ведет себя не слишком умно — например, в начале фильма устраивает невероятные и совершенно необязательные гонки по заброшенному городу, хотя случись что — помощи ждать неоткуда. Также решительно непонятно, почему несмотря на грозящую ему опасность, Невилл не носит с собой второе оружие (пистолет). Почему он ложится спать в ванной, а просыпается уже в кровати? Не совсем понятно, почему зараженные не нашли убежище Невилла — да, нам показывают как он поливает уксусом ступеньки перед домом, но все равно сложно поверить что этого бы хватило, чтобы замаскировать все запахи (от машины, от собаки, от убитых им оленей, от работающего генератора).
Во-вторых, сценарий неровный — первые две трети фильма несмотря на ряд указанных выше моментов, выдержаны в одном стиле и последовательно нагнетают атмосферу, но вот последняя треть (начинающаяся после появления новых персонажей) слишком сильно выбивается из повествования, по сути ломая его, а концовка слишком скоротечна и оставляет зрителя в легком недоумении (впрочем это неудивительно, ибо изначально у фильма была другая концовка, счастливые обладатели интернета могут убедиться в этом, посмотрев ее на Youtube).
Экшн в фильме есть, но его не так много, как можно было бы ожидать от фильма с таким бюджетом. Получился он достаточно неплохим, но тут стоит заметить, что Я-легенда относится к той категории фильмов, где небольшие моменты запоминаются лучше, чем масштабные сцены разрушений.
Пара слов о технической стороне фильма. Виды заброшенного Манхэттена получились конечно очень впечатляющими и атмосферными (хотя порой в глаза конечно бросается то, что некоторые машины к примеру подозрительно чистые), а вот дизайн монстров вышел не очень удачным — во-первых, он достаточно типовой (ибо что-то похожее на экране уже доводилось видеть не раз), во-вторых, к огромному сожалению они полностью нарисованы на компьютере, и учитывая бюджет фильма, нарисованы не очень хорошо, из-за чего они выглядят уж слишком искусственными и нереальными, что конечно здорово портит всю атмосферу.
Еще одним, весьма значимым (лично для меня) минусом является то, что я был знаком с книгой Мэтиссона до просмотра фильма, и надо сказать что к огромному сожалению дух книги, то отчаяние с которым Невилл пытался выжить, страшная обыденность с которой он ходил по домам и убивал заразившихся людей (не просто каких-то абстрактных уродцев, а детей, женщин — обычных людей, которым просто не повезло), то как глушил свою боль алкоголем, его бессистемные попытки разобраться в причинах эпидемии — почти ничего из этого в фильм не попало. Даже сам заголовок «Я-легенда», имело совсем другой смысл, ибо в отличии от фильма, там Невилл был легендой среди тех, кого он безжалостно истреблял долгие годы
В завершение отмечу, что «Я-легенда» получился достаточно противоречивым фильмом. В нем есть несколько весьма неплохих и запоминающихся моментов, зрелищные панорамы заброшенного Манхэттена, но во всем остальном фильм оставил после себя некоторое чувство разочарования. Даже, если абстрагироваться от книги (с которой, вероятнее всего большинство зрителей не знакомо) и рассматривать его просто как очередной блокбастер, кино вышло достаточно неровным, грубо говоря его не «довели до ума», из-за чего оно так и не вышло за свои рамки очередного раскрученного проекта, который собирает внушительную кассу, но вместо того чтобы установить в жанре новую планку, так и остается «одним из».
Добавить комментарий