Фрэнк Зито – маньяк, каждый день охотящийся на людей в Нью-Йорке. Фрэнк убивает с дикой жестокостью, сдирая скальпы с мертвых женщин, чтобы добавить их в свою домашнюю коллекцию. Полиция ищет психопата, но не она главный враг Зито. Безумие Франка медленно убивает его, вызывая жуткую депрессию и чудовищные галлюцинации…
Если садясь смотреть «Маньяка» Уильяма Лустига, вы ожидаете классический слэшер, то вас может ждать либо горькие разочарование, либо неожиданное восхищение, ибо эта лента настолько нетипичный фильм ужасов, что впечатления от нее непрогнозируемы у каждого отдельного зрителя. Это фильм одного актера Джо Спинелла, который мастерски изображает абсолютного психопата, одновременно упивающегося и страдающего от деяний своих. Все действие зациклено на маньяке Фрэнке Зито – первой и единственной скрипки безумного концерта, призванного вынести мозг зрительской аудитории. На протяжении полутора часов мы наблюдаем бытие душегуба день за днем, одинокого зверя в мире людей, помешанного на убийствах хищника, который сам себе не может объяснить, зачем он совершает жуткие преступления. Фрэнк душит, режет, расстреливает, а потом подолгу мучается от собственной ущербности и невозможности существования в социуме…
По внутреннему наполнению «Маньяк» не столько чисто жанровый хоррор, сколько арт-хаусный психический триллер, который призван не столько развлекать, сколько продемонстрировать особый вид киноискусства, больного, шокирующего, загоняющего зрителя на время просмотра в своеобразный умственный ступор. Фильм страшен своей сумасшедшей реалистичностью, непередаваемой маньячной обыденностью, когда зверства для главного героя – неотъемлемая и главная часть его убогой жизни, и иного бытия Фрэнк себе не представляет.
Если характеризовать кровавую резню как особый и имеющий право на существование художественный метод в выразительном синематографе, то зверское кинополотно Уильяма Лустига достойно всяческих похвал. Убийства смачны, эффектны и изобретательны, а преднасильственные сцены заряжены саспенсом. В минималистичном сюжете, сводящемся к мясорубке и душевным терзанием маньяка, нет ничего лишнего, и лента производит впечатление гармоничной, внятной и законченной истории, что характеризует её как качественное художественное произведение. Но другое дело, что лично у меня язык не поворачивается назвать «Маньяка» просто хорошим фильмом, в силу его крышесносящей жестокости и фактической бессмысленности. Да, нам ярко и по-взрослому показали внешний и внутренний мир чокнутого изувера, но что это дает зрителю, кроме шока? Поэтому «Маньяк» — удачный и мощный андерграунд от хоррора, но рекомендуемый только поклонникам неординарных и тяжеловесных чернушных фильмов, в котором экспериментальный стиль превалирует над содержанием. Не возражаю против высокого звания шедевра в жанре ужасов, осознаю, почему «Маньяк» — культовая картина, но сам вряд ли когда смогу искренне проникнуться неординарной художественной силой этого фильма и пожелать еще его не видевшим «приятного просмотра»…
Добавить комментарий