Этот фильм, который в 1993-ем году был внесён в Национальный кинорегистр США за художественное значение, на деле представляет необычный и достойный образчик мистического триллера эпохи сороковых. Однако построение сюжетной базы весьма любопытно в разнице от многих картин жанра. Здесь повествование словно делится на три неравные по протяжённости части. Завязка на удивление состоит из радужной истории любви, возможно скорее лишь влюблённости. Поначалу зритель знакомится с молодой девушкой Ириной, приехавшей из Сербии, которая заводит дружбу с американцем Оливером. Эти два главных героя будут постепенно узнавать друг друга, тем самым, мистический шлейф пока незаметен, кроме какой-то пустяковой байки, что слышала в детстве впечатлительная эмигрантка. Она гласит, что в стародавние времена, сербы из её деревни прибегли к сатанинским обрядам во благо защиты от набегов турок. Но это стоило им проклятья, вызывая обращения в кошек при чувстве опасности или страсти. Возможно, поэтому Ирину так манят чёрные леопарды в зоопарке?..
Конечно, прагматичный современный Оливер не обращает на это внимание, и они создают семью. Так начинается самая основательная часть хронометража, ввергающая людей по другую сторону от экрана в путаный триллер на бытовой почве. Во-первых, иррационально Ирину одолевают ночные прогулки вдоль клеток с хищниками семейства кошачьих, словно она в бреду или во сне не в силах устоять, а во-вторых, близкая подруга её мужа признаётся ему в чувствах. Намечается любовный треугольник, с одним действующим лицом так похожим на одержимую сумасшедшую.
Режиссёр Жак Турнёр (Jacques Tourneur) играет на зрительских нервах очень удачно. Он использует такие манёвры, которые не позволяют строго выделять однозначный ответ на присутствие мистики в рассказе. Только тревожный саспенс силён. Особо удаётся конструировать преследования героини, которая интуицией чувствует, что за ней ведётся хищническая слежка, но враг ловко прячется во тьме, словно его и нет. Или прямо сейчас из-за угла подворотни выпрыгнет магическая женщина-кошка? Может это ревнивая жена-сербка нападёт? Возможно, разыгралось воображение, и только перегретый мотор объявившегося автобуса встревожил нервы? Неясность пугает – создатель картины отлично понимал этот инструмент жанра, подтасовывая разные карты. Наблюдать это интересно, как чисто художественные сцены, и главное – с исторической точки зрения, находя самое первое использование подобного голливудского приёма на экране, названного «автобус», где откуда-то из-за угла в самый апогей накала страха в кадре появляется не чудище, а неожиданный прозаичный предмет. Первый блин не комом, кстати.
Остросюжетное кино сороковых годов по сложившейся традиции имеет всегда скоротечные концовки в контраст неспешному былому повествованию, идущие очень шустрыми и откровенными на раскрытие взрытых мистических тайн. «Люди-кошки» не исключение, и финал будет апогеем на завершающих минут пятнадцать во всей трагической красе, когда удивительная сказка-байка обретает завершённый вид. Иррациональные девичьи тревоги, разбитое сердце, осознание настоящей любви, расследование психолога, и пробуждение звериной натуры в человеке раскроет свои секреты.
Что ж в завершении своего текста не могу указать и на две, на мой взгляд, неудачные детали постановки. Одной станет несколько не располагающее к себе поведение главного героя – мужа Оливера, который встретившись с первыми трудностями в загадочном характере избранницы, быстро «разлюбит» столь проблемную особу. Посему какого-то психологизма принятия близкой женщины со всеми её заморочками и попытки излечения не найти, кроме самых простых начальных этапов. Меркантильностью и непостоянством отдаёт такой персонаж, где уж тут зрительская симпатия. И второй просто вопиющий факт является тем, что даже будучи мужем, Оливер ни разу… не поцеловал свою жену! Понятное дело, что она опасается родового архаичного проклятия, выявляющегося после пробуждения страсти, но жить с женщиной да ещё супругой и отказывать в подобном кажется сверхстранным. И это только поцелуи под запретом, но они лишь понятная всем вершина айсберга физических отношений, посему здесь сложно отыскать логику.
Но в целом фильм хорош. Игра теней в ночных подворотнях, пугающие шорохи и звуки, опасливый силуэт и что-то животное следующее по пятам мягкой когтистой поступью, легенда о людях-кошках, очи фыркающего хищника за решёткой, подозревающая неладное ревнивица, сеансы гипноза у прагматичного психолога – всё это в симбиозе выдаёт стоящий триллер своих лет. Любителям немного наивной эпохи жанрового кино уделить внимание есть на что.
Сюжет:
Эмигрантка из Сербии Ирина испытывает странную тягу к хищникам-леопардам в клетках, она делает эскизы карандашом, изображая свои потаённые страхи, навеянные матерью, прозванной ведьмой. Предостережение гласит, что в моменты ярости и страсти девушка способна превращаться в человека-кошку!
С Ириной знакомится американец Оливер, быстро завязав роман и предложив выйти замуж. Но он не подозревал, что впечатлительная избранница с каждым днём поглощается всё большим страхом к своей животной натуре…
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Смотрела этот фильм. Операторская работа восхищает, как и режиссерское умение точно выстраивать кадр. Очень понравилась сцена в ресторане, когда другая сербка, совсем незнакомая, сразу выделила её, подощла и поздоровалась :»Здравствуй, сестра». Тем самым подчеркивая правдивость легенды.
Значит вот он, оригинал. Я только ремейк видел, да и то не полностью.