Эксклюзивный отзыв только для сайта КЛУБ-КРИК на мистический триллер «Морана» (Morana, Словения, Хорватия, Венгрия, 1994)
Несмотря на то, что в начале 90-х на территории бывшей Югославии все больше говорили пушки, нежели музы, кино там продолжали снимать. Причем не только политическое или фестивальное, апеллирующее к мировой общественности и ее интеллектуальной элите (подобные фильмы просто были на слуху), но и вполне себе коммерческое, рассчитанное на внутреннее потребление и не претендующее на мировые открытия.
Таким был и первый в истории словенский фильм ужасов, снятый на заре независимости Любляны начинающим режиссером и арт-дизайнером Алешем Вербичем. Правда, в силу отсутствия в новом государстве необходимых производственных мощностей, снимать кино пришлось на базе старых, еще социалистических, студий «Ядран» из Хорватии и «Мадьяр Фильм» из Венгрии, но это не помешало картине водрузить над собой словенский флаг. С чем, впрочем, спорить особого смысла нет.
Затеяв снять классический хоррор на национальном материале, Алеш Вербич, что неудивительно, обратился к древним легендам и поверьям родного края. Дескать, что это на экранах все какие-то гоблины да гремлины мелькают, тогда как в славянском фольклоре всякой нечисти – воз и маленькую тележку насобирать можно. А еще у всех этих леших, водяных и прочих русалок имеется большое начальство – правительница подземного царства Морана (Марена). Вот с нее то, не размениваясь по мелочам, и решено было начать словенский хоррор-кинематограф. Забегая вперед, правда, следует признать, что результат все равно получился в духе классических приключений в проклятых местах, но определенный колорит в своей картине Вербичу сохранить удалось.
Начинается же вся катавасия более чем сакраментально. Группа товарищей, покопавшись в архивах и библиотеках, обнаружила, что где-то высоко в горах есть сказочная пещера, а в пещере той таятся бесчисленные сокровища, сокрытые от глаз людских древними язычниками. Обзаведшись некой картой, компания на двух джипах и одном мотоцикле-разведчике отправляется в глухие безлюдные места с целью разбогатеть. Со всеми вытекающими из подобных безрассудных шагов последствиями. Где вы видели, чтобы клады, охраняемые языческими богами, сами собой падали в руки наивным искателям приключений? Вот и герои «Марены» быстренько попадают под действие древнего проклятия и начинают умирать разными способами. А поскольку героев довольно много, то и первоначальную экспозицию авторы фильма решили особо не затягивать, быстренько приступив к основному действию.
Справедливости ради надо сказать, что одна фишка Алешу Вербичу безусловно удалась: зрителю практически невозможно угадать, кто станет следующим из «десяти негритят». Внимание всем персонажам уделено абсолютно одинаковое, камера никого особо не выделяет, из-за чего каждая новая смерть происходит абсолютно неожиданно не только для героев, но и для стороннего наблюдателя. До самого финала определить главных протагонистов, которые вступят в решающую схватку со злым божеством, практически невозможно. Такой ход позволяет поддерживать высокий уровень саспенса на протяжении всей картины, не давая заранее просчитать все возможные перипетии сюжета. Порой кажется, что действие вот-вот свернет на проторенную дорожку: когда, например, на группу кладоискателей нападает звероподобный страж Мораны – но все время оказывается, что режиссер все знает лучше зрителя. Дейсвительно, один сумасшедший маньяк против десяти крепких парней и девчонок – это только в американских хоррорах страшно. Бравые славяне уконтропупят придурка в один момент. Но вот что они будут делать, когда против живых выступят иные, не подвластные разуму силы?
Несмотря на достаточно оригинальную идею «Мораны» и неплохую ее реализацию, большую часть времени, что длится фильм, не отпускает чувство, что где-то вы все это уже видели. Приключения группы людей в диких необжитых местах, постепенная убыль отряда под воздействием старинного проклятия, облекающаяся плотью Черная Богиня и т.д., и т.п. Если брать мизансцены по отдельности, то они смотрятся взятыми произвольно из первого попавшегося «ужастика» категории «B». Другое дело, что Вербичу каким-то образом удалось слепить из этих лоскутков цельное и непротиворечивое художественное полотно, наполненное неослабевающим саспенсом. Но для того, чтобы рассмотреть его, нужно охватить картину взглядом полностью, от начала и до конца. Тогда как разбитая на эпизоды, она выглядит обыденно и суховато. К тому же актеры не всегда понимают, что от них требуется и явно не привыкли играть в фильмах подобного жанра (что, кстати, является бедой и для российских фильмов ужасов). Тем не менее, первый блин у словенского хоррора вышел вовсе не комом. «Морана» – вполне конкурентоспособна. Особенно на фоне многочисленной безликой заокеанской продукции, которую принято стыдливо обозначать «категорией «B».
Вот уж чего я никогда не видел, так это хоррор стран социалистического лагеря. Интересно, имеет ли этот фильм перевод.
Ну, это время, когда социализм уже кончился)))
Что до перевода, то южнославянские языки куда больше похожи на русский, нежели западнославянские… Словенский, правда, чуть от нас дальше, чем сербский и, особенно, болгарский с македонским (македонские фильмы смотрел — там вообще все понятно!) Но и здесь смысл разобрать можно без особого труда.
Тогда надо поискать в сети. Любопытно что там сняли наши братья-славяне.