Фольклор любой нации, страны представляет собой очень интересную, познавательную, поучительную и, часто, веселую историю развития народа, его традиции и обычаи, нормы и правила, какие-то идеалы и стремления. В нем хранится дух нации, его мудрость и бессмертие. А необычность, сказочность повествования делает его доступным для понимания даже детям. И потому с особенной осторожностью стоит подходить к экранизации той или иной сказки, былины, повести. Итак, «Масакра».
С современными творениями, выпускаемыми студией «Беларусьфильм» мне знакомиться не доводилось, но еще с далекого детства сохранились приятные воспоминания от детских сказок (и «Буратино» в особенности), вышедших под ее главенством. И потому к просмотру «Масакры» я подходил в большей степени с позитивным настроем. Не могу сказать, что картина оправдала всех ожиданий и доставила удовольствие в полной мере, но, тем не менее, какое-никакое, но приятное впечатление оставила.
История получилась разносторонней, с примесью множества жанров и направлений в кинематографе. Не обошлось и без видимого сходства с некоторыми известными зарубежными картинами. Первые несколько минут меня не покидало ощущение, что я смотрю белорусскую версию «Дракулы». Герой, останавливающийся в огромном особняке вдали от цивилизации (кадры с которым, к тому же, напомнили мне «Человека-волка» 2010 года), где его встречает странный слуга и не менее странный хозяин, явно не лишенные «особых» способностей. А большинство сцен в лесу так и настраивали на возможность появления Всадника Без Головы. Но в целом «Масакра» сохранила в себе черты исконно славянского фольклора и стиля повествования.
Герои — как на подбор, персонажи сказок (и русских в том числе). Злодей, живущий в страшном замке, Иван-дурак, который оказывается хитрее и удачливее всех, Марфа-царевна, девушка со своими тайнами, несчастной любовью и прочими атрибутами сказочной красавицы. Генерал-заводила, задорный мужичок, который всегда не прочь повеселиться. И множество мамок-нянек, бравых солдат и других образов. И когда они собираются вместе и начинается настоящее веселье. Не могу сказать, что герои выглядели серыми и скучными, актеры неплохо постарались, хотя некоторые заметно переигрывали, но для сказки это вполне приемлемое дело. В особенности хочу отметить Марию Курденевич, исполнившую роль Анны. Ее игра выглядела наиболее сбалансированной, без лишней эмоциональности и вычурности.
Неплохо постарались и костюмеры с декораторами в создании атмосферы того времени (а именно 60-х годов 19 века). Костюмы, отделка помещений, детали одежды и интерьера, предметы обихода и прочие важные элементы любого фильма о жизни прошлых лет. Все учтено и соблюдено.
Поначалу даже мысли не возникает о том, что это мистический триллер. Да, поведение и манеры хозяина замка и его слуги вызывают смутные подозрения, замок выглядит мрачно и пугающе. Но в диалогах между героями, в манерах, жестах, поступках проглядывает скорее комедийная составляющая. С момента приезда в замок целой четы родственников и сватов история сначала превращается в эпическое застолье (для которого даже трудно подобрать жанровую характеристику), своего рода карикатуру на традиционные «веселые» славянские гулянья. До этого момента еще есть возможность уследить за сюжетом, связью между эпизодами и поступками персонажей. Но чем ближе к концу, тем более бессмысленным и нелогичным становится повествование. Кадры сменяют друг друга порой без причин и следствия, удержать сюжетную линию становится все сложнее. Вопли, крики, постоянная беготня и поединки. Настоящее безумие. И вот где-то в этих кадрах можно уже найти что-то от мистического триллера. Грандиозной «масакры» ждать особо не стоит, но имеющиеся убийства вполне зрелищны и разнообразны. И все равно, даже триллером эту историю назвать сложно. Фарс — да, это определение более точно передает атмосферу происходящего. Тем не менее, смотрится все это с интересом, особо за собой зевоты не заметил. Но фильм из разряда посмотрел и забыл. Да и для широкого круга зрителей он явно не рассчитан. Не поймут его просто люди.
Но, так как любая сказка содержит в себе какую-то важную и поучительную идею (еще не забыли старую русскую поговорку?), так и эта история дает небольшой урок зрителю. И темой урока становится самое важное и самое светлое чувство на земле — любовь. За видимой поверхностностью любовных отношений между героями кроются более глубокие философские идеи, заключенные в старом предании об оборотнях. В нем раскрывается истинная сущность зверя, не способного любить, ибо лишь человеку доступно это чувство в полной мере и это и есть та грань, что их разделяет. Научившись любить, зверь может стать человеком. А потеряв способность к любви человек навсегда остается зверем.
И оборвется тут словно нить
Мой дар на двух ногах ходить…
Интересно, это тот самый белорусский хоррор, который снимали близ деревни Желудок (ударение на последнем слоге)? У меня там родственники живут! 🙂