Темнота — враг молодёжи
Наверное, мне бы куда больше понравился фильм «Не бойся темноты» образца 2011-го года, если бы я не решил перед его просмотром ознакомиться с оригиналом из 70-х гг. Но, так как у меня была всё-таки возможность сравнить ремейк с оригиналом, я не преминул этого сделать. Как оказалось, вопреки всем моим ожиданиям, однозначно выяснить лучшую из версий «Не бойся темноты» мне не удалось. Конечно, не сказать того, что в основу ремейка положен всё-таки сюжет оригинала (хоть и с лихвой переиначенный) — значит, не сказать ничего. В ремейке владельца проклятого дома по-прежнему зовут Алекс, у него по-прежнему есть любящая жена, которая мирится с его амбициями касательно карьерного роста, но теперь у него появилась и дочь (от прошлого брака). Многие любители ужастиков не любят, когда дети играют в подобных фильмах главные роли. Их можно понять. Сценаристы отчего-то всегда беспощадно превращают детей в наивных маленьких созданий, которым в последнюю очередь хочется переживать, ведь именно дети зачастую оказываются виноваты в тех кровавых событиях, которые происходят в ужастиках с их участием.
Давайте вспомним Салли времён оригинального фильма. Она была женой Алекса, взрослой женщиной. В фильме «Не бойся темноты» 1973-го года монстры были выпущены на свободу по чистой случайности: Салли просто хотела из комнаты с камином сделать себе кабинет. Монстры начали разговаривать с ней уже после того, как камин был открыт (т. е. когда было поздно что-либо менять). В случившемся тогда был виноват скорее плотник, который так и не смог доходчиво объяснить Салли, что не так с камином. То есть в наивности жену Алекса невозможно было обвинить. Она являлась жертвой, и её действительно было жалко на протяжении всего просмотра. Той Салли хотелось переживать. В ремейке же Салли становится маленькой дочерью Алекса (здесь его жену зовут Ким). И как вы думаете? Маленькая Салли открывает старую печь (заменившую в ремейке камин) только потому, что странные голоса зовут её оттуда. Не банально? На самом деле — нет, ибо в ужастиках дети всегда больше раздражают зрителя своей наивностью, а вот переживать им практически не хочется. Дело в другом: превращение серьёзного ужастика, хоть и не лишённого некоторых «причуд», в натуральный детский ужастик — это, мягко говоря, совсем не то, чего ждёшь от ремейка классического хоррора из 70-х.
Создатели же ремейка, по всей видимости, думают иначе. Они приложили много усилий и смогли создать потрясающий образ маленькой, немного «потерянной» девочки Салли — в этом им не откажешь. Но как можно переживать ребёнку, который сам виноват в событиях, творящихся вокруг него? Это притом, что ребёнку дарили любовь до случившегося, а он на неё не отвечал. Не отвечал до тех пор, пока не стало поздно. Вот они цветы жизни! Можете посчитать меня чёрствым человеком, но я верен принципам. В лице серьёзно помолодевшей Салли, главной героини фильма, «Не бойся темноты» сильно изменился в худшую сторону. Помнится, в рецензии на оригинальный фильм я писал, что под некоторым углом «Не бойся темноты» (1973) можно рассматривать даже как своеобразную сказку. Так вот ремейк окончательно превращается в эту самую сказку. Но — шутка ли? — в лице взрослой Салли сказка была… более сказочной, что ли.
Я уже говорил о том, что оригинальный сценарий был несколько изменён, и, надо добавить, что серьёзные изменения коснулись не только появления маленькой девочки в фильме. У оригинала была одна большая проблема: он почти не демонстрировал зрителю маленьких странных существ, обитавших в темноте, и абсолютно ничего не рассказывал о них. Странные существа просто были в оригинале «Не бойся темноты» — и всё. Кто они, откуда взялись и — самое главное — что им надо от людей? — на эти вопросы никто нам ответа не давал. В плане проработки сценария создателям ремейка даже хочется пожать руку: у странных существ появилась-таки предыстория и реальные цели в нашем мире касательно людей. Правда, теперь мне даже хочется поднять мою оценку, поставленную оригиналу. Только после просмотра ремейка я понимаю, насколько глубоким был первоисточник, если забыть про все его сюжетные недосказанности, которые, по всей видимости, были всё-таки намеренными.
Вердикт. Если вам понравился фильм «Не бойся темноты» в современной интерпретации, не поленитесь разыскать оригинал 1973-го года и посмотреть. Уверен, посмотрев фильм-первоисточник, вы измените своё мнение относительно ремейка. Многочисленные плюсы ремейка, как это ни печально, затмеваются минусами, которые отсутствовали у оригинала.
7 из 10
Суров ты к детям, Петр:)) Суров, но справедлив.:) К слову, года три назад мы в КРИК — КЛУБе обсуждали тему:»Что вам не нравится в фильмах ужасов, что раздражает, что смешит». Так вот, одни из основных раздражителей и были глупые, непослушные и упрямые дети. Которых если где посадить и приказать не сходить с этого места, черех полторы секунды обязательно куда — нибудь уйдут за новой порцией приключений на филейные места всех окружающих. :).
Кстати, почему бы не провести подобный опрос сейчас? Ведь аудитория клуба очень изменилась с тех пор, да и фильмов новых вышло море.
Интересная идея. А какие еще были опции, не помнишь?
На самом деле я подхожу к этому вопросу немного под другим углом, Ирина. Я не в первый раз замечаю, что у взрослых людей совсем другой взгляд на детей, их возможности и то, как они мыслят. Казалось бы, у каждого из нас был период под названием детство, но при этом дети отчего-то в фильмах либо чересчур умные для своих лет (так велит сценарий) либо наоборот до невозможно глупые. Далеко ходить за примерами не надо. Кто читал книжку «Гарри Поттер» и никогда не задумывался над вопросом: а может делать такие вещи человек в возрасте 11-ти, 12-ти и так до 17-ти лет включительно? Ладно ещё 17-ть. Когда нам показывают, как Гарри общается со сверстниками, больше складывается впечатление, что им по 30-ть лет, как минимум. Отчего-то почти никто этого не замечает. Взрослые, как бы того они не хотели, не способны передать то, что сами испытывали в детстве. Дети в интерпретации взрослых всегда были и будут либо умными не по годам либо глупыми до невозможности. Вопрос о глупости более характерен для хорроров. Видите ли, Ирина. Дело не в том, что дети предстают перед нами в ужастиках в таком образе, дело в том, что человек осознаёт: «Я этому не верю!» Вот когда я смотрел римейк «Не бойся темноты» я не верил, что ребёнок чуть ли не пелёночный способен выпустить на свободу странных существ, потому что они его зовут. Это не то что глупо — это невозможно! Я ещё слишком ярко помню детство собственное, возможно, но я точно уверен (и с собой сравниваю), что в первую очередь пожаловался бы взрослым. Даже самый глупый ребёнок испугался бы ходить в ту комнату, а уже об открытии странной печи, из которой раздаются голоса — об этом и вовсе речи не может быть. Я бы так напугался, что и вздумать туда являться забыл. Дети (абсолютно любые) испугались бы до чёртиков суваться в подобное место. Это совершенно точно. А потому меня подобные картины в основном расстраивают. Не надо так много уделять внимания детям, ведь мы, взрослые, не понимаем их полностью, как бы ни старались. Детство — остаётся как будто бы в другом мире, который нам памятен только по некоторым светлым (или тёмным) моментам и образам. Поэтому смотрите, дорогие «крикуны», оригинальный «Не бойся темноты». Там банальности подобной нет. Голоса появляются уже после открытия камина. Так и должно быть. Открывать камин с голосами стал бы только последний придурок. А детей я, конечно, люблю =)
И вообще сейчас думаю, что следовало ставить этому фильму 5 из 10-ти. Больше не заслуживает. А вот оригиналу успел повысить оценку до 9-ти.
Любопытно отзыв перетёк в разговор о детях) Помнится, когда я в очередной раз перечитывала «ОНО» Стивена, задумалась как раз над этим же вопросом, что и Вы, Пётр, просматривая Гарри Поттера))) Или прочитывая)))) Мне тоже стало любопытно, как дети 13 лет могут делать такие вещи, а главное ДУМАТЬ так…Благо я ещё помню себя в 13 лет и в голове моей и в помине не было подобных мыслей…Правда, есть вероятность, что если ребёнка поставить в ситуацию, как в «ОНО» может он волей не волей повзрослеет)
А насчёт камина с голосами, который полезет открывать только придурок)))) Ну куча фильмов ведь есть, где замкнутые в себе дети, сами с собой играющие и живущие в своём мире в принципе, лезут именно туда, где страшно)) И надо помнить, что у детей отсутствует страх как таковой….Пока их не напугать) Так что в камин полезет как раз любой ребёнок, если только у него нет веских оснований туда не лезть)))Лично мне так кажется)))
Спорный вопрос на самом деле. Но я рад был прочитать вашу позицию по этому поводу. =) Самый явный пример нечаянного ужасного события касательно ребёнка — сюжет книги и оскароносного фильма «Изгоняющий дьявола» (1973). Это такой шедевр, что я удивляюсь, если какой-нибудь любитель ужастиков его ещё не смотрел. Оскары ужастикам, можно сказать, вообще не дают. Если не смотрели — посмотрите. 4 оскара (лучший фильм, лучший сценарий, лучшая женская роль второго плана, лучший режиссёр), а номинировался на 7. Я смотрел его, правда, не из-за оскаров, а из-за любви к литературному источнику.