До того, как вы ознакомитесь с моим отзывом, хочу рассказать вам небольшую интересную историю. Впервые о фильме «Шелуха» я узнал аккурат сразу же после моей регистрации в КЛУБ-КРИКе. Дмитрий и Алексей, администраторы, дали мне небольшое задание, которое для меня, впрочем, тогда небольшим вовсе не показалось. О тех днях я теперь вспоминаю с улыбкой, но, когда я выполнял задание администраторов (создать страницу фильма на сайте и поместить ссылку на неё в КРИК-Каталог), намучился чуть ли не до потери пульса. Дело в том, что создавать страницы фильмов в то время я не умел. Это сейчас я создаю их по мановению руки, в считанные минуты. Тогда мне было непонятно в WordPress’е всё: и в первую очередь я люто возненавидел его нагромождённый интерфейс, в котором так легко было заплутать новичку. Никакие рекомендации и советы администраторов мне не помогали. На публикацию страницы фильма у меня ушло несколько дней непрерывной работы, в течение которых я успел бы помянуть всех демонов ада, коли знал бы их имена. Закончил я публикацию неожиданным образом: когда догадался наконец-таки, что поле цитаты следует включить в настройках — само собой, по умолчанию, оно под полем редакции поста отчего-то не задумано создателями платформы WordPress. В общем, с горем пополам я таки разобрался со страницей фильма «Шелуха». Пока я работал над ней, фильм меня успел заинтересовать. Однако ознакомился я с ним только сейчас — по прошествии восьми с половиной месяцев с момента публикации той памятной страницы. Саму страницу фильма вы можете увидеть, традиционно перейдя по ссылке под рецензией.
Поля страха*
Перед тем, как я всё-таки нашёл время на то, чтобы уделить «Шелухе» внимание, я прочитал с десяток не самых лучших отзывов о фильме. Что удивительно: за всей их разностью, в отзывах людей, посмотревших фильм, было что-то общее. Каждый рецензент (будто бы они сговорились) считал своим долгом написать, что фильм довольно свежий для жанра. Сказать по правде: к подобным «нищевым» ужастикам я испытываю нездоровое влечение. Мне действительно нравятся дешёвые фильмы с неизвестными либо малоизвестными актёрами, ибо у подобных творений, зачастую причисляемых к инди, есть главное — душа. Как бы дёшево не выглядел фильм, подобный «Шелухе», он заставляет влюбиться в себя только потому, что ты явственно чувствуешь: сделан он с любовью и каждая копейка из бюджета фильма вложена только в сам фильм, а не в рекламу или ещё непонятно во что.
Закрепляя свои слова, говорю: «Шелуха» — без шуток! — влюбляет в себя в самые первые минуты просмотра. По сути, «Шелуха» — яркий образец фильма одних декораций. Кроме узкой дорожной колеи, бесконечных, сколько видит глаз, кукурузных полей и старого обветшалого дома (хижины?) в сердце кукурузы зритель не увидит больше ничего. Однако монотонность декораций, тем не менее, главное достоинство «Шелухи». Кукуруза за время просмотра так и не успевает надоесть зрителю, ибо Бретт Симмонс, сценарист и режиссёр фильма в одном лице, грамотно тасует те немногие декорации, которые присутствуют в «Шелухе» и распределяет их по всему хронометражу. Засим на выходе получается: немного сцен в полях, немного на дороге, немного в доме (с постепенным изучением его потаённых, тёмных углов). Поступает Бретт гениально, иначе и не скажешь. Скажу напрямик: не мешало бы и режиссёрам блокбастеров поучиться подобным трюкам у представителей бюджетного сектора хоррор-кинематографа.
По жанровой принадлежности «Шелуха» — однозначно survival horror, причём из ярких его представителей. Главное отличие этой разновидности хоррора от слэшера в том, что здесь, в отличие от слэшера, зритель действительно задумывается над вопросами: «А кто выживет? А кто умрёт следующим?» — и делает в ходе просмотра немые ставки. В слэшере же, за всей моей любовью к этому жанру, главное — убийства и не важно, кто и в какой последовательности умрёт, лишь бы быстрее увидеть следующую смерть. Здесь же всё гораздо проще (глубже?). Жанр survival horror не зря так почитается многими любителями арт-хауса (некоторые по ошибке, к слову, называют подобные фильмы именно арт-хаусом). Под некоторым углом творения вроде «Шелухи» можно рассматривать как своеобразные головоломки. Бретт Симмонс, впрочем, умело добавляет фильму толику таинственности: изредка, несколько раз за фильм, один из местных героев на время перемещается в далёкое прошлое и видит, что происходило на кукурузной ферме до событий фильма. Таким образом, зрителю предоставляется дополнительная возможность порассуждать над смыслом этих видений и вообще над концепцией фильма, а она, надо сказать, способна, как минимум, удивить — после неожиданного вывода из упомянутых видений, сделанного этим героем.
Вердикт. Сдаётся мне, те, кто посмотрел «Шелуху», просто побоялись признаться себе в том, что фильм им понравился, ведь бытует же среди определённого круга людей странное мнение, будто в бюджетном секторе не бывает хороших фильмов: все — однозначно плохие. Это вовсе не так. Фильм «Шелуха» — качественный ужастик, оправдывающий каждую копейку, вложенную в его производство. После просмотра фильм оставляет только положительные впечатления.
8 из 10
Страница фильма «Шелуха» в КЛУБ-КРИКе
*Я назвал свою рецензию «Поля страха» в честь не самого удачного пентаквела «Детей кукурузы», который мне запомнился, собственно, только своим названием (Fields of Terror).
Одна из любимых тем — кукурузные поля и пугала. Кроме френшизы «Дети кукурузы» (два фильма для большого экрана и шесть телефильмов не считая ремейка оригинального фильма) я могу припомнить только два фильма подобной тематики: «Ночь пугала» — реж Джефф Барр, и «Пугала» — реж Уильям Уэсли. Моей радости не было предела, когда в «неделе ритуалов» фестиваля «афтер дарк ориджиналс» продюсер Моше Диамант представил второй фильм фестиваля: «Шелуха». Это не оригинальный фильм. Режиссер этого фильма уже снял короткометражку «Шелуха», затем переписал сюжет, а афтер дарк филмс согласилась финансировать съемки. Из девяти фильмов, представленных на фестивале афтер дарк ориджиналс этот фильм самый лучший. Не только потому, что в нем раскрыта излюбленная тема, просто откровенно простая режиссура, брутальные спецэффекты, ни одного известного актера само собой вытекли в полтора часа необычных ощущений напряженности, страха, содрагания и даже сопереживания. Кто собирается пересматривать все девять фильмов от афтер дарк ориджиналс, рекомендую «Шелуху» поставить в конец списка.
Еще из «кукурузных» фильмов могу порекомендовать «Знаки», «Посланники» (которые The Messengers) и «Джиппес Крипперс 2»
О том, что «Шелуха» полнометражная выросла из короткометражной я знаю. Даже уже с историей разобрался. Впервые Бретт Симмонс задумал подобный фильм за лет 6-ть, наверное, до выхода картины. Денег не было, а потому он выпустил короткометражку. Вот хочу её сегодня посмотреть, к слову. Сейчас приступлю. Очень интересно посмотреть, как за 5-ть лет он изменил сценарий. Есть более удачные примеры. Короткометражка «Пилы», созданная для того, чтобы сбагрить проект какой-нибудь студии для финансирования мигом нашла тёплый приют и уже год спустя фильм вышел в свет. А сама короткометражка стала отчего-то культовой, хотя особенного из себя ничего не представляет. Компиляция из того, что есть в «Пиле» без намёка на гениальность. Не очень, видимо, создателям «Пилы» хотелось распространяться об их проекте. Появилось даже ошибочное мнение, что поначалу «Пила» была задумана как короткометражка, что, мягко говоря, вовсе не так. Я смотрю на неё, как и надо: это пиар-проект с целью получить финансирование. Слава Богу, финансирование в своё время он получил, а потому последующие семь лет любители ужастиков смотрели качественные фильмы — пополам психологические триллеры/пополам слэшеры. =)
Кажется, еще «Мертвые птицы» тоже из тематики кукурузных полей.
Еще были кукурузные поля, кажется, в «Затихающих криках», но рекомендовать это кино к просмотру не решаюсь 🙂
Честно? В хоррорах я мало знаком с темой кукурузных полей. Но, когда я слышу о пугалах и кукурузе, я вспоминаю отчего-то безголового всадника из рассказа Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной лощине». Фильм я не вспоминаю, именно рассказ. Слишком я был впечатлён от его прочтения в своё время.
Как ни крути, многие отчего-то при словах хоррор и кукуруза в первую очередь думают именно о «Детях кукурузы». Я, конечно, уважаю Стивена Кинга и всё такое. Но ведь он не изобрёл эту тему. Эта тема была избита и задолго до его кратенького одноимённого рассказа. Однако все лавры отошли к нему. Ну что поделать — случается так в нашем мире. До Кинга было немало рассказов про поля кукурузы, есть даже что-то из мифов каких-то народностей, если не ошибаюсь, и просто фермерские поверья. Тем более, что все забывают: «Дети кукурузы» были именно про детей, а вернее про необычный культ. Это был хоррор на оккультную тематику. Но теперь любой, кто снимает фильм в антураже полей кукурузы, получает ярлык подражателя «Детей кукурузы» и в таком же духе. Бывают, и подражатели, я согласен. Но ведь многие фильмы вообще никаким боком с «Детьми кукурузы» не связаны. В таких случаях мне обидно за их создателей. Некоторые додумались сравнить «Шелуху» с «Детьми кукурузы» (видел рецензии в Сети). «Шелуха» — совсем о другом. Там, где Кинг пытался люто напугать зрителя, Бретт Симмонс заставляет его задуматься. И эти творения настолько разнородны, что я даже на полке бы поставил их отдельно, будь они у меня на DVD =)