Как это ни странно, но об актёре Станко Мольнаре я узнала только в прошлом году, посмотрев фильм Ламберто Бавы «Мракобесие». Я пересмотрела к тому времени уже очень много фильмов ужасов, джалло, слэшеров 70-80-х годов, и уже привыкла, в общем – то, что фильмы эти малобюджетные в массе своей, и приличная актерская игра в них – явление достаточно редкое. Тем сильнее было мое впечатление от этого фильма, считающегося одним из лучших итальянских фильмов ужасов жанра джалло, когда я увидела в нем просто потрясающую актерскую игру главного героя. Именно вот эту способность актера очень точно передавать все тончайшие психологические нюансы состояния свого персонажа в нем очень высоко ценил Ламберто Бава, который потом снял его еще в двух своих фильмах. Своим успехом фильм «Мракобесие» в основном и обязан мощному актерскому таланту Станко Мольнара. Наличие такого сильного и яркого драматического актера в низкобюджетном джалло была для меня очень приятной неожиданностью, а по мере развития сюжета удовольствие от его игры переходило в восхищение ею, насколько живо и психологически точно была сыграна Станко очень сложная роль слепого Роберта Дюваля. Он держал на себе весь сюжет фильма, компенсируя своей блестящей игрой все нестыковки сценария и прочие шероховатости, имеющиеся в каждом фильме. После просмотря я залезла в Интернет, чтобы получить информацию об актёре и…ничего не нашла. На Кинопоиске не было даже даты рождения, а в сети — ни одного фото, только кадры из фильмов. Тогда я полезла на итальянские сайты и по строчкам, по абзацам стала складывать в единое его биографию.
Станко Мольнар (Stanko Molnar) родился 12 января 1947 года в Хорватии, на острове Крк в городе Врбник. Хорват по национальности. Поступил в Академию драматического искусства в Риме, обучался на курсе у итальянского театрального режиссера Орацио Коста (Orazio Costa Giovangigli) и занял одно из двух мест, ежегодно предусмотренных для иностранных студентов.
Благодаря руководителю производства Джузеппе Франко, на втором году академии, был выбран для исполнения заглавной роли в фильме «Аллонзанфан» (Allonsanfan) (1974) Паоло и Витторио Тавиани, где его партнером на съемочной площадке был сам Марчелло Мастроянни, которому актер – дебютант нисколько не уступал в драматическом мастерстве. Так же снялся в числе актеров второго плана в фильме «Неистовый Роланд» ( Орландо Furioso) (1972) Луки Ронконии.
И тут Маурицио Понци приглашает молодого актера сняться в главной роли в его драме — триллере «Дело Рауля» (Il caso Raoul) (1975) где Станко замечательно сыграл тонкий и психологически сложный характер Рауля, узнавшего, что он был усыновлен, и пытающегося раскрыть мрачную тайну своего происхождения. Фильм имел большой успех, а первая главная роль принесла актеру заслуженную славу.
Потом снова работа у братьев Тавиани в фильме «Отец – хозяин» («Отец мой – пастырь мой») (1977) в небольшой роли Себастьяна. В это же время он параллельно был занят в экспериментальных театральных постановках Тинто Брасса, у которого сыграл в спектакле «Философия в будуаре» Маркиза де Сада, большого любителя всяческих ужасов, пыток и извращений.
С 1977 по 1980 годы Станко Мольнар успел сняться в четырех сериалах, и в 1980 году Ламберто Бава приглашает его на главную роль в фильме «Мракобесие» ( Macabro), о котором я уже говорила выше. Актера и фильм снова ждал успех. После успешных ролей в «джалло», Марио Бава, отец Ламберто, предложил ему роль садовника в своем будущем фильме жанра джалло, где Станко, в рамках подготовки, должен был играть с Бетт Дэвис, но, к сожалению, проект так и не был реализован в связи с внезапной смертью великого режиссера. Очень жаль, но жизнь часто вносит свои коррективы в наши планы.
Вынуждена заметить, что режиссеры иногда использовали Станко не как драматического, а как фактурного героя: красивое лицо с тонкими чертами, выразительные глаза, стройная фигура и никакой драматической нагрузки в бездарном сценарии. Таков, к примеру, фильм «Госпожа ночи» в популярном тогда жанре эротики, с такой, прости, Господи, актрисой, как Серена Гранди. В то же время Станко довелось играть и у Майкла Чимино в «Сицилийце» с Кристофером Ламбертом, и у Лилианы Кавани во «Франциске» с Микки Рурком, в фантастическом мини — сериале «Остров сокровищ» (1987) Энтони М. Доусона и Антонио Маргерити с Энтони Куином. Были еще и фильмы и сериалы, но я выделю жанр хоррор:
«Лезвие в ночи» (La casa con la scala nel buio) — лучший слэшер Ламберто Бавы, считающийся одним из самых сильных, после «Демонов» его фильмом ужасов. У Станко тут роль второго плана: садовник Джованни — не особо одаренный интеллектом любитель подсмотреть за девушками в раздевалке, характер которого раскрыт одной маленькой, но выразительной деталью – он постоянно жует жвачку.
» Поезд в пять»(Il treno delle cinque) (1987) — Карло Ди Карло, мистический триллер, который является четвертой серией мини — сериала «Пять страшных историй» (Cinque storie inquietanti) (1987).
«Маска демона»(La maschera del demonio) (1989) — вольная экранизация гоголевского «Вия» и одновременно римейк «Маски Сатаны» (1960) Марио Бавы, в котором Станко сыграл роль слепого священника в заваленной снегом храме, борющегося с разбуженными демонами.
В 1990 году он сыграл свой последний фильм на большом экране. Это был триллер «Желтая зона» (Area gialla) (1990) Марчелло Сполетини. В 1992 году он появляется в эпизодической роли в сериале «Сенсация».
С этого времени нет никакой информации об этом талантливом и сильном драматическом актере. Как сложилась дальше его жизнь и карьера – неизвестно. О нем вообще больше ничего неизвестно. Нигде нет его фотографий. Нет никаких сведений о его жизни до поступления на учебу в Риме. Ничего о личной жизни, семье. Я обратилась за помощью к другу из Италии, но и он ничего не нашел, человек как будто растворился в воздухе, исчез… Совсем как в сюжете еще одного триллера. Только строчка на одном из итальянских киносайтов, что сегодня он является гражданином Италии со всеми правами.
Сегодня Станко Мольнару исполняется 65 лет. Своим постом я хочу поздравить его с этой знаменательной датой и поблагодарить за такой значимый вклад в жанр любимого нами страшного кино. Поздравляем!
Хоррор — фильмография
- Дело Рауля (1975)
- Макабро (1980)
- Лезвие в ночи (1983)
- Поезд в пять (1987)
- Маска демона (1989)
- Желтая зона (1990)
Материалы в КЛУБ-КРИКе:
- Станко Мольнар — раскрытая тайна
- Станко Мольнар на обложке КЛУБ-КРИКа
- Журнал КЛУБ-КРИКа со Станко Мольнаром на обложке
- Станко Мольнар — в Википедии, а скоро и в Москве
- Станко Мольнар. Биография актера
Ссылки:
- Википедия (статья подготовлена по инициативе редактора КЛУБ-КРИК irina15)
- IMDB
- Кинопоиск
- Озон
- Мувистер
Фотогалерея:
Видеофрагмент:
Ира, спасибо большое, что продолжаешь открывать для нас важных, но неизвестных широкому кругу зрителей персон кинохоррора.
Заавные все-таки в Хорватии названия! Остров Крк по звучанию очень похож на «крик», кстати! 🙂
Стараюсь, Дима,:)Сайт должен знать своих героев:))
А про Крк я тоже так подумала.:)
Станко Молнара видел исключительно в фильмах Ламберто Бавы. Роль в «Макабро» исполнил блестяще. Роль в «Лезвие в ночи» — ярко. Роль в «Маске Демона» — ослепительно! Смерть он играет исключительно, будь она от разводного ключа или от отрезанной головы.
Спасибо, Саша. 🙂 С вами я тоже познакомилась благодаря Станко:) Я искала о нем информацию в блогах и наткнулась на ваш пост, где вы назвали его в списке актеров, очень много сделавших для развития жанра джалло. Советую посмотреть «Аллонзанфан», он там просто потрясающе сыграл. Вернее, он не играет, он живет в кадре, настолько искренний, настоящий получился его герой — анархист.
Имеет смысл сделать метку «джалло»?
Думаю, что обязательно надо сделать.
Оказывается, этим летом фильм со Станко Мольнаром можно было посмотреть на большом экране во время фестиваля ММКФ в Москве: http://www.moscowfilmfestival.ru/miff33/films/?id=33101
Да, у этого фильма множество наград, в числе которых Золотая пальмовая ветвь Канского фестиваля, Приз МКФ и Гран — при берлинского кинофестиваля http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%86-%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B8%D0%BD
Не хочу оффтопить, но оставлю и свои пять копеек. Хорваты вообще молодцы. Нравится мне этот народ. Очень он многогранный и, безусловно, талантливый. Доходчивые любители тяжёлой музыки могут вспомнить недавно возродившуюся качественную хэви-металл группу 2000-х гг — Undercode. Это при том, что хэви-металл вымер в 90-х. Все остальные группы, которые в наши дни говорят о хэви-металле — играют далеко не хэви-металл. Что тут говорить, если даже сами Iron Maiden, динозавры сего жанра, разучились играть в этом стиле музыке, что я могу судить по их последнему альбому. А ещё в Хорватии есть крутая компания Croteam, иначе и не скажешь. 11-ть лет назад она подарила миру компьютерную игру Serious Sam. Хардкорные геймеры, в общем, благодарны ей и любят Croteam. Дай Бог здоровья каждому хорвату и вечного процветания его семье!
Насчет хеви — металл я не большой специалист, а вот «Серьезного Сэма» знаю, хоть и не играла. И Да здравствуют хорваты!:)
Полностью с вами согласен, Пётр, хорваты — молодцы. All Hail Croatia! 🙂