С виду это дешёвый триллер про маньяка-отморозка. Содержит ряд излишне натуралистичных сцен. Именно за эти сцены все критикуют картину, и именно эти сцены отвлекают внимание от основных идей, которые несёт этот фильм. Но, возможно, без этого запретного плода, что сладок, не было бы такого внимания к фильму.
Балабанов хотел показать причины распада Советского Союза. И этот фильм – всего лишь карикатура на то общество, ведь автор сконцентрировался только на его недостатках.
1984 год. Середина Афганской войны (1979-1989). Умер Юрий Андропов. Власть в СССР ослабла. По сути страной никто не правил, так как принявший пост Черненко уже был серьёзно болен и через год умер. В этот-то период СССР и начал разваливаться, а поражение в Афгане, Чернобль и Горбачев довершили развал. 1984 — это переломная точка. Период застоя сменился периодом развала.
Появились дыры в «железном занавесе». Молодежь начала меняться под действием Запада. Возник конфликт между молодежью и людьми в возрасте, между старым и новым СССР. Кстати, по фильму сложно представить, что Анжелика (жертва) символизирует Новый СССР, а её жених-десантник – Старый СССР. Излишняя откровенность мешает сделать это. Да, старая держава сгнила в прямом и переносном смысле. А новая страна будет ещё долго находится в ужасном состоянии. Ведь такие травмы быстро не лечатся.
Режиссер хотел показать, что то общество погрязло в грехах. Поэтому в фильме нет ни одного положительного персонажа. Более того, в фильме явно присутствуют семь смертных грехов – Алчность, Чревоугодие, Зависть, Гордыня, Леность, Гнев и Похоть и основные персонажи символизируют эти грехи. Например, Артем (профессор) – Гордыня, Валера – Алчность, маньяк Журов – Зависть, Антонина (жена Алексея) – Гнев. Здесь картина сильно перекликается с триллером «Семь», особенно своей концовкой.
Центральная линия картины происходит между маньяком и его жертвой Анжеликой. Маньяк на самом деле не маньяк, это вообще не человек, а бескомпромиссный и безжалостный Судья, который жестоко наказывает Анжелику и других за их грехи. Особенно отчетливо это видно в сцене, когда он читает Анжелике письма.
Центральный по смыслу персонаж — Алексей (Алексей Серебряков). Он сродни пророку, сродни мученику, страдающему за всё общество. Именно он олицетворяет в фильме веру в Бога и именно он произносит главные фразы:
«Чем раньше Господь заберет нас к себе, тем меньше у нас возможности согрешить»
И в конце:
«Скоро всё изменится…» — пророчит распад СССР.
Вводит в заблуждение утверждение, что фильм основан на реальных событиях. Здесь имеется в виду не абсурдная история с маньяком, а глобальные события в стране, отразившиеся в каждой сцене фильма.
Отлично воссоздана атмосфера 80-х. Одежда, прически, машины, разговоры, музыка создают полную иллюзию тех лет. Прямо как в «Терминаторе» (1984) с помощью машины времени Балабанова отправляешься прямиком в 1984-й, только не в Лос-Анжелес, а в советскую глубинку.
Хочется отметить работу молодой актрисы Агнии Кузнецовой. Ей досталась архисложная, рискованная роль жертвы маньяка и она блестяще с ней справилась. Браво.
«Груз 200» — непростая и неоднозначная картина. Слишком много иносказательного подтекста, который труден для понимания. Но режиссер совсем не собирался что-либо разъяснить в фильме, так сказать разжевывать, напротив, он максимально всё замаскировал под триллер. Видимо, он руководствовался принципом: кто понял, тот понял, а кто не понял…
Сильное, но крайне трудное для просмотра кино. Я понимаю тех, кто на дух не переносит этот фильм, но сам отношусь к его поклонникам.
А я отношусь к поклонникам творчества Балабанова, поэтому каждый его фильм вне зависимости от жанра мне интересен — будь-то Брат, Война, Груз 200 или его последний Кочегар.