О человеческой жестокости можно бесконечно снимать кино, ибо тема обширна и неисчерпаема. Впрочем как и тема любви. Меняются эпохи и локации, а люди по-прежнему обожают и ненавидят, совершают подвиги и страшные преступления, обуреваемые чувствами, с которыми не в силах совладать. Поэтому чтобы рассказать историю безумия на почве любви или ненависти, не обязательна конкретная идентификация места и времени действия. Живя люди хоть в Римской Империи, хоть на колонизированном Марсе, они защищают близких и уничтожают врагов, посягнувших на их личное счастье. И у отдельных творцов – инженеров человеческих душ, лучшие истории о сущности людей получаются в отсутствии побочных линий, когда сюжет полностью сконцентрирован на конфликте главных героев.
«Оно приходит ночью» — условно апокалиптическое кино, стилистически схожее с «Доро́гой» Джона Хиллкоута. Из коротких реплик персонажей мы узнаем, что Земля заражена каким-то вирусом, остатки здоровых людей живут вдали от мегаполисов, а остальные либо умерли, либо стали опасными мародерами. Социум распался и теперь каждый (индивид или семья) сам по себе и сам за себя. Среди выживших царит атмосфера страха и недоверия. Ведь любой, внезапно встретившийся, может оказаться либо больным, либо конкурентом за выживание, способным легко убить за кусок мяса или бутылку чистой воды.
История повествует о двух семьях, волею случая пересекшихся на посткатастрофической земле. Пол, Сара и их 17-летний сын Трэвис приняли в дом Уилла, Ким и маленького Эндрю. Последние были на грани гибели из-за нехватки припасов, и сердобольные первые проявили акт милосердия. Но осторожный Пол ясно дал понять родным, что какими бы хорошими не казались их новоиспеченные соседи, нужно быть готовым ко всему…
Семейные ценности красной нитью проходят через ужасающий рассказ о том, как трудно следовать библейским заповедям в неизбежно угасающем мире. Когда-то при любой угрозе близким ты мог обратиться в полицию, и закон тебя защищал от преступных негодяев. Да и негодяев хранил от тебя, чтобы ты не мог безнаказанно вершить самосуд. А в новой вселенной, где наступила анархия, прав тот, кто сильнее. Сгорел дом? Не строй новый, а просто пойди и захвати другой! Кончились продукты? Не вкалывай, чтобы заработать, а укради или отбери! Заразилась девушка? Вообще пристрели ее и возьми новую, главное – здоровую! Скорее всего и дама не откажется, если она одинока, так как мужиков нынче резко поубавилось. Мораль теперь – дело десятое, главное – выжить, а способы ограничены лишь твоей совестью…
Но «Оно приходит ночью» как раз не об отморозках, а о «добрых людях», доведенных до отчаяния, и о том, на что они готовы ради защиты себя и близких? Законов и карающих органов больше нет, а значит уничтожь любого, кого подозреваешь в подлых намерениях. Допускаешь, что вон тот, недалеко от тебя, болен – убей, пока он не заразил твою семью! Кто-то ломится в твой дом? Стреляй, не разбираясь! Резкое движение в твою сторону? Бей на опережение! Теперь только так, иначе не заметишь, как умрешь. И чтобы просуществовать, тебе не нужно каждой твари по паре, тебе нужны только члены собственной семьи. А если кто-то из них заболеет, ты тоже убьешь его, иначе заболеют и другие близкие…
Картина Трея Эдварда Шульца страшна в своей безысходности, так как ставя себя на место героев понимаешь, что скорее всего поступал бы точно так же. И истинный апокалипсис наступает тогда, когда божьи законы перестают иметь значение даже для самых праведных людей. Страшны не вирус и не зараженные. Ужасен ты сам, когда убиваешь последних людей на Земле. Просто потому, что опустишь руки, если дашь им тронуть твою жену или ребенка, которые и так обречены…
Я на этот фильм тоже обратил внимание. Кстати, и мне довелось посмотреть очень хорошую новинку. «По соображениям совести» Мэла Гибсона.
Да, Андрей, это был тот случай за последнее время, когда после просмотра я сказал: «Йес! Наконец-то из новинок реально достойный фильм, в формате нашего Клуба!»
«По соображениям совести» — блестящий фильм, полностью согласен с его высокой оценкой. А вообще из творчества Гибсона-режиссера в рубрике «Серьезный разговор» нам бы подошли «Страсти Христовы». В моем восприятии эта картина реально воспринимается как фильм ужасов о страданиях Иисуса…
И я с этим соглашусь. Без всяких прикрас и документально показали настоящую, реальную драму Христа. Это поражает
Драма Христа, не сочтите за кощунство, сама по себе мощный источник вдохновения для хоррор-фильмов (опять же, со смысловой нагрузкой, а не тупых). Те же французские «Мученицы» по сути вышли из Библии, как не крути.
…»истинный апокалипсис наступает тогда, когда божьи законы перестают иметь значение даже для самых праведных людей».
Лучше и не скажешь