Выйдя вчера поздно ночью из кинотеатра после просмотра фильма «Гоголь. Начало«, КЛУБ-КРИК настолько впечатлился увиденным, что решил сразу связаться с одним из автором сценария фильма — режиссером и сценаристом Тихоном Корневым, знакомым нам еще по фестивалю «Капля» в прошлом году, и задать ему несколько вопросов о фильме. На наше счастье Тихон не спал (думаем, многим зрителям «Гоголя» будет трудно заснуть после просмотра — страшно!) и дал нам эксклюзивное интервью.
КЛУБ-КРИК (КК): Каково было ваше отношение к творчеству Гоголя в школе?
Тихон Корнев (ТК): Надо заметить, что и Гоголя, и Пушкина, и Достоевского с Гончаровым открыл для меня скорее отец, чем школа. Сам ярлык «включено в школьную программу» мгновенно придавал любой книге запах нафталина и пыли. И вдруг папа меня тыкал носом в того же Гоголя и говорил «вот смотри — тараканы, как чернослив, выглядывающие их всех углов» и это было зримо, ярко, я садился читать и проваливался в этот мир, цвета, звука, запаха.
Почему-то разбор в школе больший упор делает не на атмосферу, технику, умение пользоваться словом, а на голый сюжет — пошел туда-то и сделал то-то, а теперь пишите сочинение, почему Онегин отказал Татьяне, а она потом отказала ему. Сама история того же Онегина простая, как палка, или «Сорочинская ярмарка» — опереточный сюжет, как пара молодых нашла способ пожениться. Литература все-таки больше не про то, ЧТО написано, сколько про то, КАК написано. Не хочу брюзжать об устоявшейся с допрежних времен системе образования, но прошу читающих эти строки родителей хоть иногда следовать примеру моего папы и пытаться объяснить ребенку, почему описывая один и тот же сюжет один создаст шедевр, а второго не дочитаешь до конца.
Гоголь — это в первую очередь язык, стиль, владение словом. Дети не понимают, какого уровня революцию совершили навязшие у них в зубах классики. Им дают Пушкина и говорят — вот, солнце русской поэзии, потому что мы взрослые так решили, лучше прими на веру, а то двойку получишь. Сейчас постмодернистская игра уровня «читатель ждет уж рифмы розы: на вот возьми её скорей!» это общее место, милая шутка, а в то время это было каким невозможным новшеством, люди на бересте писали и вдруг кто им айфон показал. Те же самые «тараканы, как чернослив», я много чего читал и всякие метафоры видел, но ведь реально, даже для сейчас очень круто.
КК: В прошлом годы вышли «Диггеры«, где вы были режиссером. Как работа над ними помогла вам в «Гоголе», с точки зрения погружения в жанр?
ТК: Я начал работу над «Гоголем» до того, как даже сел писать сценарий «Диггеров», так что скорее наоборот: это «Гоголь» помогал погрузиться в жанр хоррора и придумывать «Диггеров». В общем-то и «Гоголь», и «Диггеры» основаны на фольклоре – «Гоголь» на малоросийских сказках и преданиях, «Диггеры» на городских легендах, тут главное найти точку зрения при которой самые бытовые вещи могут оказаться страшнее четырех всадников апокалипсиса.
КК: Были ли вы на съёмочной площадке? Что вам там запомнилось?
ТК: Нет. На съемочной не был. Был Ким Белов [соавтор сценария – КК], но ничего эдакого не рассказал. Сколько бы веселых и диких историй про съемки не существовало, лучшие съемки — это те, где все запланированное воплощается в жизнь и не происходит никаких историй, которые потом рассказывать весело. Я вам таких про «Диггеров» сотню могу рассказать, но в момент, когда они случались, я не всегда веселился и лучше бы они случались пореже.
КК: «Гоголь» отлично стартовал в кинотеатрах. С вашей точки зрения — это результат маркетинговой компании, или интерес к отечественному хоррору, необычный концепт, или что-то другое?
ТК: Тут, что называется, звезды сошлись. Кампания несомненно выполнена на высочайшем уровне. Дайте мне этих пиарщиков, и через полгода я стану президентом Земли. Очень большие молодцы. Еще мне кажется мир переживает второй всплеск интереса к готике, готическому роману. Хотя бы сериал «Табу» вспомнить. Может, я по себе сужу, может это я переживаю второй всплеск интереса к готике, но истории вроде «Гоголя», «Табу» или [гай]ричевских «Холмсов» я бы писал и писал, и писал с огромным удовольствием.
И наконец, это лежало вроде бы на поверхности, но почему-то никто не замечал — у людей возник серьезный запрос на экранизацию собственной классики, даже не экранизацию, а на самостоятельную жизнь отдельных персонажей. В кино существуют тысячи Дракул, Франкенштейнов, Джекилов и Хайдов, жизнь которым дали мхом поросшие произведения, мало кто читал оригинал Стокера, Шелли или Стивенсона, но персонажи их превратились в явление мирового уровня, Дракулу знают в Японии, Австралии, России, да везде. При этом наевшись дракул и франкенштейнов всех видов и сортов, оглядываешься и такой «так, пицца вкусно, суши отлично, кесадилья тоже хорошо, а вроде же была у нас своя кухня какая-то и вроде даже что-то такое вкусное в ней тоже было». И если уж возрождать в кино нашу национальную «кухню» ужасов и мистики, то «Вечера на хуторе» – первое, что приходит на ум.
Надо заметить, чем еще интересен Гоголь — он смог объединить в одном произведении мрачность и готичность с очень весёлой, яркой, вкусной малороссийской жизнью. Написать готический роман действие которого происходит в старом обветшалом замке всякий может, а вот создать произведение того же жанра в витальной Малороссии? Сколько страшных леденящих душу историй с персонажами, у которых одни только имена… Том Хакер, Ван Хельсинг, Огюст Дюпен. А теперь всё тоже самое, но Солопий Черевик, Параська, Солоха, Петрусь и… совершенно прекрасное для современного глаза имя лирической героини «Вечера накануне Ивана Купала» — Пидорка. Ударение на О, а не там, где вы его привычно поставили.
Когда ветер завывает в каминных трубах и бледные аристократы называют друг друга «сэр» или «милорд» не так-то сложно нагнетать страх и ужас, а вот когда на столе сало, горилка, два толстых чубатых дядьки зовут друг друга «кум», уже страшно? Не продолжать? При этом, прочитав Эдгара По, Стивенсона, Дракулу, Франкенштейна, даже до конца не дотянул… могу сказать, что ничего страшнее «Майской ночи» я в подростковые годы не читал. «Красный смех» Андреева еще может быть только. Я, кстати, сейчас пишу экранизацию «Смеха» именно в формате хоррора. Надо поднимать родную классику, пора, там очень много интересного.
КК: И последний вопрос — фильм закончился «на самом интересном месте». Сколько будет фильмов в кино, и когда выйдет следующий фильм?
ТК: Вроде бы еще три. Хотя я искренне надеюсь, что фильмов будет куда больше и после «Вечеров», придёт очередь других произведений Николая Васильевича, и вот тут мы поймем, что «Диканька» это так — наивная светлая пастораль в сравнении с до седых волос и заикания пугающим хоррором — «Мёртвые души».
КК: Спасибо! Успешного проката «Гоголю» и удачной работы над вашим новым сценарием!
От лица КЛУБ-КРИКа беседу вел Дмитрий Витер
Также читайте в клубе:
На самом деле очень правильные мысли. Мы все время гонимся за Западом, но так его и не догоняем, в то время как совсем не принимаем во внимание собственное культурное наследие.