Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Финал конкурса «Чертова дюжина». Рецензии

 

КЛУБ-КРИК уже не в первый раз сотрудничает с замечательным конкурсом хоррор-рассказов «Чертова Дюжина», проводимого электронным журналом Darker. Напомним, что главным требованием к конкурсным рассказом является… умение напугать читателя! А разве не того же самого мы ждем от фильмов ужасов? Из почти двухсот рассказов два напряженных конкурсных тура оставили «в строю» только тринадцать рассказов (отсюда, собственно, и название конкурса). Прочитать их можно на странице конкурса (советуем поспешить – после финала рассказы «скроются»). КЛУБ-КРИК начинает чтение рассказов, заодно присматривая победителя по версии нашего клуба (год назад таким победителем стал рассказ Олега Кожина «Вольк», опубликованный впоследствии у нас на сайте). Приступаем к первой порции страшилок, заодно выкладывая «фан-постеры» КЛУБ-КРИКа! Возможны спойлеры!

BesyБесы Бережного

Выпав из окна седьмого этажа, но оставшись в живых, Юра Бережной начинает видеть в кошмарах бесов. Кажется, теперь они защищают его от любой опасности. Теперь опасным для других людей становится сам Юра…

Жуткая история про жуткого подростка, поверившего в свою неуязвимость, самоутверждаясь в этой мысли за счет смерти других. Рассказ оставляет тяжелый осадок — автор словно нарочно подбирает такие сцены, чтобы читатель-зритель брезгливо поезжился: «Ноги по колено ушли в вязкую вонючую жижу», «у губ был вкус дерьма, и Бережного снова стошнило кислой желчью» и т.д. Как технический прием такой подход вполне оправдан – в конце концов, если рассказ в финале, значит многих читателей такой натурализм зацепил. Другое дело, что практически весь рассказ превращается в череду «происшествий» с героем, заставляя читателя просто ожидать – когда же это закончится. Надо сказать, что финал удивил – вот уж, как говорится, беда пришла откуда не ждали. Хорошо, что до последнего момента сохранена интрига – действительно ли герою помогают «бесы», или же это помешательство после падения с высоты в детстве? Язык рассказа простой, без «наворотов», но я лично от хоррор-рассказов и не жду языковых изысков – мне больше по душе сама история, и «Бесы Бережного» историю честно рассказывают – от начала и до конца.

Из минусов – не вполне обоснованная мотивация героя в критический для рассказа момент – ему угрожают расправой хулиганы, и вдруг: «Бережной был неглупым подростком. Он быстро сообразил, что в квартире кроме матери никого нет, а мать вряд ли поможет в сложившейся ситуации». По логике, неглупый подросток как раз пойдет домой под защиту матери. Также удивляет мимолетное упоминание в сюжете «дядя Лени», который, как выясняется потом, играет в сюжете немаловажную роль. Финальная сцена, которая отлично смотрится именно как сцена из фильма ужасов, психологически малодостоверна – сначала мама заботливо говорит сыну «Зачем рискуешь жизнью? Она у тебя одна, ею дорожить надо было», а потом происходит то, что происходит. Нет, в истории литературы и кино мам-маньячек немало, но вот такой переход от упрека до топора – причем не спонтанный, а спокойно-рассудительный – выглядит слишком ненатурально. Или уже раньше нужно было маму показывать не совсем нормальной. Впрочем, повторюсь, для выбранного жанра концовка вполне уместная, а сумасшествием можно объяснить что угодно. Даже бесов…

VozvraschenieВозвращение

Николаю Савельичу, одинокому вдовцу, часто звонят родственники из деревни. Зовут его приехать, порыбачить, в хозяйстве подсобить, с внучкой поиграть. Но Николай Савельич в ужасе от этих звонков…

«Возвращение» — не рассказ-действие – это рассказ-настроение. Неторопливый. Тягучий. Медленный. Пожалуй, экранизировать его было бы трудно – скорее, из него бы получилась отличная радиопостановка, потому что вся соль рассказа – в телефонных разговорах и интонациях. Вот ведь удивительная идея – превратить пустопорожню, но милую сердцу телефонную болтовню с далекой родней в леденящую душу историю о расставании, о памяти, о страхе смерти и об одиночестве. Автор мастерски создает атмосферу липкого страха, хищных теней – взять вот хотя бы «пропахший кислым борщом и старческим потом коридор». Герой вроде и не прописан до деталей, а глядит со страниц, как живой.

Теперь про сами телефонные разговоры – это главный стержень рассказа, и все там с двойным дном, все обманка – после внезапного «Иди к черту, тварь!», сказанного дедушкой щебечущей внучке, просто челюсть отваливается. Но в этих же разговорах кроется главная трудность — они до невозможности длинны. Прямая речь на страницу – такого я не припомню. Понятно, что это прием такой, передающий подспудно скороговорную интонацию, но он этого потока быстро устаешь – глаз так и норовить «прокрутить» этот текст вперед.

Когда природа звонящих проясняется (впрочем, не до конца), становится интереснее. То, что никакого объяснения автор не дает – откуда звонят «родные», как они это делают, и почему названивают именно старику – придает рассказу особый шарм. Особенно показательна финальная часть, когда герой решается на возвращение, и дорога, описанная нарочито приземленным бытовым языком, становится путешествие в загробный мир. Финал рассказа, правда, открывает много вопросов в мотивации героя – если он хотел защитить своего внука, то почему, по сути, сам же становится угрозой для него? Или он и правда звонит ему «по доброте душевной». Вот за эту недосказанную тайну, за непроницаемую стену, с одной стороны которой такой привычный и банальный и унылый – наш мир, а с другой – неведомое, автору большое спасибо.

VysotaВысота

Павел – опытный «руфер»-экстремал. Сегодня он поднимается на крышу в последний раз, дав обещание «завязать» с опасным спортом любимой девушке. Но путь назад с крыши оказывается отрезанным.

«Ксюша… Как мне понять её? Как взять высоту её мыслей?» — схожие ощущения возникают по поводу этого рассказа. Понять его трудно, как и «взять высоту мыслей».

Начинается, впрочем, довольно бодро – руфер, профессиональный сленг, лезет на крышу, сейчас интересно будет. Подробности описывания инвентаря вызывают уважение. Внезапно прорезается голос автора, вспоминающего про «советские времена», что немного сбивает – молодому руферу Павлу вроде про советские времена вспоминать на крыше как-то странно. Да и сама мотивация героя удивляет – залезть на крышу, чтобы помедитировать и пофотографировать? В этом весь экстрим?

И далее появляется «Ксюша», быстро занимающая собой все пространство рассказа. Она герою и «руфингом» заниматься не позволяет, и «ищет свой уголок в его холостяцкой квартире?», и вообще предстает довольно странной особой. Причем вернула ее «высота». Сюжетный поворот с закрытой дверью ведет не к истории про выживание, как можно было бы подумать, а к мистической истории про самокопание и призраков. При этом поверить в экстремальность ситуации никак не получается – да, телефона у парня нет (очень странное правило, мол, «может отвлечь в ответственный момент» — от чего, от созерцания?), но свой инвентарь он может, скажем, с крыши сбросить в крайнем случае? Читателю предлагают понаблюдать за явным помутнением рассудка на почве то ли реальной, то ли выдуманной Ксюши, после чего герой совершает, прямо скажем, неразумный поступок. Но проникнуться историей не получается – слишком нарочито и назидательно присутствует в этой истории наблюдателем сам автор, чередуя многозначительный пафос «Как проскочить мимо недосказанности?..» и приземленностью вроде «он сел на задницу»… А героя, тем не менее, жалко.

PoslednyЕще один, последний

Денис работает клининг-менеджером фирмы «Чистые руки», а попросту говоря – уборщиком. Но не простым. Убирает он за очень нехорошими людьми, уничтожая улики их преступлений – что включает и утилизацию трупов. Но этот заказ отличался от других…

Хорошо прописанный «производственный» рассказ всегда интересен – когда погружает тебя в шкуру человека незнакомой тебе профессии, до деталей расписывая «рабочий процесс», инструменты, технические сложности и всяческую подноготную. А тут еще и профессия такая – по сути, уборщик трупов. В кино и сериалах такие «чистильщики» не редкость (вспомним хотя бы «Криминальное чтиво»), а вот в наших реалиях выглядят они крайне колоритно. Несколько сбивает, что действие вроде бы происходит в маленьком городке, а заказов у «фирмы» столько, что буквально каждый день по нескольку трупов «зачищают», да еще и «пиарятся» у всех на виду своим грузовичком с «мультяшными ладошками». Но это примем как фантдопущение.

Зато остается крепко сбитый, нарочито реалистичный рассказ про «будни» такого вот чистильщика, и про последствия внезапно проснувшейся совести. Без лишнего пафоса и надрыва, спокойно и уверенно, автор рассказывает такие вещи, от которых кровь в жилах стынет, при этом смотря на это глазами равнодушных и все уже повидавших героев, которые, кстати, получились на удивление «живыми», особенно бодрый Папаша. История хорошо сбалансирована – сначала читатель «проходит» вслед за героем путь от места очередной «зачистки» до свалки-захоронения, а потом фактически повторяет его же, только герой уже выступает в роли «ангела мести». Бытовые ужасы щедро сдобрены мистикой почти в стиле J-хорроров, и поневоле проникаешься симпатией к герою – далеко не положительному персонажу, надо сказать. Финал оказался жестким и неожиданным, но вполне заслуженным, оставляя открытым вопрос (не в первый раз появляющийся после прочтения рассказов финала) – так была ли в рассказе мистика, или все это «игры разума»? Как бы то ни было – поздравления автору рассказа с сильной работой.

Продолжение следует…

Итоги конкурса 2014 года

Победитель по версии КЛУБ-КРИКа 2014 года

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 8, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Финал конкурса «Чертова дюжина». Рецензии

Добавить комментарий

  

  

71 + = 79