Тем не менее, несмотря на всю его кажущуюся безобидность, появление фильма в прокате сопровождалось серьезными цензурными проблемами. Уж слишком увлеклись его авторы натуралистическими съемками живой природы, роскошно показав жестокий мир джунглей со всей его пищевой цепочкой. А поскольку о компьютерных эффектах в те годы еще слыхом не слыхивали, то сцены, подобные поеданию питоном живой обезьяны снимались таким образом, что авторы не могли потом сказать, что «ни одно животное не пострадало». Иначе говоря, несчастную мартышку, ничтоже сумняшеся, попросту скормили гигантской змее — и подобных сцен (может быть не таких шокирующих, но все же…) в фильме множество, что и вызвало временный запрет картины в ряде стран.
В отличие от братьев наших меньших, над человеческими актерами Серджио Мартино решил особо не издеваться, равно как и в дикие джунгли Новой Гвинеи не отправлять (фильм снимался на относительно цивилизованном Цейлоне). История поисков пропавшего профессора Стивенсона, отправившегося к таинственной горе на поиски сокровищ, выглядит вполне в духе приключенческих сюжетов викторианской эпохи и не претендует на оригинальность. Белый человек преодолевает сопротивление враждебных джунглей и злобных туземных племен, неся свет цивилизации дикому краю. Предугадать практически любой поворот сценария несложно будет любому человеку мало-мальски знакомому с книгами Редьярда Киплинга, Луи Жаколио или Луи Буссенара. Ничего подобного провокациям все того же «Cannibal Holocaust» здесь нет и в помине. «Плохие» туземцы добросовестно противопоставляются «хорошим», которые живут в мире, осененные светом христианства под руководством миссионера отца Моисея. «Хорошие» белые достигают своей цели, «плохие» погибают — и т. д, и т. п. Сцены насилия и смертоубийства присутствуют в очень ограниченном количестве и демонстрируются практически исключительно на «плохих» аборигенах, которые должны быть наказаны исходя из соображений христианского милосердия. В-общем, совершенно нормальный приключенческий фильм, сдобренный в духе вольных 70-х небольшим количеством сцен с обнаженной и связанной Урсулой Андресс (чтобы «папа не скучал»). Сегодня он смотрится, конечно, анахронично и, что скрывать очевидное, скучновато даже для ярого поклонника кинематографа тех времен, но великолепные видовые съемки эту скуку несколько развеивают. Что же до шокирующих сцен с животными, то в данном случае их можно было спокойно вырезать из ленты — никакого влияния на развитие сюжета они не оказывают и даже какой-то особой атмосферы не создают. С ней и без них прекрасно справляется камера Джанкарло Феррандо. Так что, особо впечатлительным можно посоветовать закрыть глаза в соответствующих местах — и все будет о’кей!
Ах, да — сегодня же еще и о политкорректности забывать нельзя… Ну, так это только сегодня… А тогда Серджио Мартино о таком извращении даже не слышал. Белые — добро, туземцы — зло. Все четко и понятно, и никаких вам политесов.
Добавить комментарий