Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Аристократка из Сибири — Елена Самарина (Yelena Samarina)

 

О Елене Самариной известно немного, хотя ее биографию трудно назвать обычной. Даже настоящая фамилия актрисы упоминается в разных вариантах (Воложанина / Вологжанина / Вологжанинова). Впрочем в историю кино она вошла под своим творческим псевдонимом, который для испанского уха звучал намного проще, поэтому, наверное, не столь уж и важно, как ее звали на самом деле.

Родилась же будущая испанская актриса в Западной Сибири, в Омске – 16 декабря 1933 года. Окончив школу она отправилась завоевывать Москву, где смогла поступить в театральное училище, которое благополучно окончила в середине 50-х годов. Но ни послужить в театре, ни сняться в кино в Советском Союзе ей не довелось. Еще в студенческие годы она познакомилась с сыном испанских эмигрантов Хуаном Мануэлем Лопесом Иглесиасом, который учился в художественном училище, и вышла за него замуж. А после начала Хрущевской «оттепели», когда стала возможна репатриация испанцев, вместе с супругом уехала на его историческую родину.

Сниматься Елена начала практически сразу после переезда в Испанию: все-таки русская театральная школа была отличной рекомендацией для начинающей актрисы. Но до второй половины 60-х годов ей приходилось довольствоваться небольшими ролями, а то и совсем крохотными эпизодами. Впрочем, выбирать не приходилось – по крайней мере, актриса была востребована и имела возможность быть в «обойме».

Ситуация начала меняться, когда в европейском кино началась эпоха т.н. «эксплотейшен»: дешевых жанровых фильмов, основой которых стали пресловутые «секс и насилие». Казалось бы, как в таком кино могла быть востребована актриса, воспитанная на классических театральных традициях? Оказывается, еще как могла! Скорее всего, Самарина увидела в «exploitation» свой шанс и не упустила его, заняв пусть не центральную, но весьма значимую нишу в европейском развлекательном кино. Без ее героинь многие хорроры, триллеры и джалло изрядно потеряли бы в яркости красок. А в некоторых, так и просто нечего было бы запомнить, если бы не Елена Самарина.

Одну из первых своих центральных ролей она сыграла в снятом в 1967-м году испано-германском сексплотейшен-триллере «Дом тысячи кукол» («La casa de las mil muñecas») . Ее мадам Виера, надзирательница подпольной работорговой биржи, стала единственным светлым пятном в этой незатейливой постановке. Впрочем, и образ жестокой мэтрессы в кожаном костюме со стеком в руках стал для Самариной единственным подобным опытом. Все-таки, героини подобные Илзе — волчице СС для нее не были органичны.
Куда лучше Елене подошла другая харáктерная маска: холодной, рафинированной аристократки с безупречными манерами и поколениями благородных предков за спиной. Поскольку подобные персонажи в эксплуатационном кино встречались довольно часто, то Самарина оказалась настоящей находкой для режиссеров.

Внешность актрисы мало напоминала о ее славянском происхождении: сухощавая фигура, вытянутое, удлиненное лицо британской леди, холодный взгляд – гримерам практически не приходилось работать, чтобы создать из Елены Самариной очередную графиню или обладательницу многомиллионного состояния. Например – Элизабет Данинскую, хранительницу поместья и наследницу любимого героя Пола Нэши в одном из фильмов про приключения оборотня Вальдемара. Или госпожу Тремон из иронического хоррора Франсиско Лары Полопа «Особняк в тумане», которая даже в обстановке всеобщего умопомешательства сохраняет идеальные манеры.

В начале 70-х годов Самарина снимается в фильмах ужасов непрерывно. Холодные аристократки требовались везде: «Таинственный человек», «Молчание могилы», «Дочь Дракулы», «Тайна красного замка», «В тени убийцы» – казалось, что образ «готической дамы» хоррор-муви буквально прирос к ней. И даже Вим Вендерс, сняв Елену в одной из центральных ролей в своем раннем фильме «Алая буква» оказался в плену ее типажа.

Наверное, как всякому творческому человеку, Самариной хотелось серьезных драматических ролей. Но сложилось так, что она оказалась заложницей своей внешности и своеобразной ауры, за которыми режиссеры уже не видели ничего иного. Даже в серьезных драматических лентах, таких как «Душевнобольные» («Las melancólicas») Рафаэля Морено Альбы, ей не удавалось выйти из образа. В этой картине, сюжетно и идеологически очень похожей на «Полет над гнездом кукушки» Кизи / Формана, она сыграла очередную графиню, морально и финансово поддерживающую молодого психиатра, который пытается сломать садистские порядки в лечебнице для душевнобольных.

Как ни странно, куда большей творческой свободой Самарина пользовалась у Хесуса Франко. Адепт и идеолог кинотрэша вообще, похоже, не слишком много внимания обращал, чем его актеры занимаются на съемочной площадке. В результате, Елена умудрялась перетянуть на себя львиную долю внимания, даже несмотря на то, что в отличие от прочих актрис в фильмах маэстро трэша, никогда не раздевалась в кадре. Так произошло, например, в «Дочери Дракулы» («La fille de Dracula»), где хозяйка отеля Анна Крамер в исполнении Самариной нагло становится центральной фигурой, задвигая на задний план главных героев. Именно вставная история любви холодной и чопорной Анны и потомка Вампира Макса Карлстейна запоминается из фильма больше всего. Все-таки благодаря профессионализму и хорошей школе Елена выделялась среди обычного актерского состава Джесса Франко словно пятиклассник среди детсадовцев. Тем более, когда ей позволяли делать со своим персонажем что угодно.

Но если для поклонников фильмов ужасов Елена Самарина стала неотъемлемой частью тренда, то с более серьезным кино ей повезло куда меньше. Роль у Вима Вендерса хоть и не стала в ее биографии единственной, но подобных ей в карьере актрисы было совсем немного – да и те никогда не выходили за пределы ее «аристократического» имиджа. Даже на закате карьеры она продолжала играть графинь, как в экранизации мольеровского «Дон Жуана в Аду» Гонсало Суареса. Драматический талант Самариной так и остался не востребован – она навсегда осталась харáктерной актрисой эсплуатационного кино. Возможно, в России ее ждала бы другая судьба – но об этом можно только гадать.

После того, как эпоха «expoitation» мало-помалу сошла на нет к концу 70-х годов, актриса стала сниматься гораздо реже. Небольшой всплеск произошел, когда на рубеже 90-х в Европе пробудился интерес к России, и русские герои стали частыми гостями на киноэкранах. Тут-то и обнаружилось, что в Испании имеется своя «русская». Но эти роли в фильмографии Самариной выглядят случайными эпизодами, совершенно для актрисы не свойственными и вызванными исключительно внешней коньюнктурой.

Скончалась Елена Самарина 4 мая 2011 года, совершенно незаметно для кинематографического общества. В последние годы жизни она почти не снималась и была далека от мира кино. И пусть великой актрисой назвать ее трудно, ей суждено было создать в кино ряд ярких и запоминающихся образов. А то, что почти все они пришлись на фильмы ужасов – очевидный повод для фанатов жанра вспомнить о русской испанке и отдать ей дань уважения.

Избранная хоррор — фильмография актрисы:

Ссылки:

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 7, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

3 комментария Аристократка из Сибири — Елена Самарина (Yelena Samarina)

Добавить комментарий

  

  

5 × 4 =