Немолодой солдат возвращается с Русско-турецкой войны в родную деревню. А там совсем плохи дела. Время от времени бесследно исчезают жители, включая жену солдата. А его сына-инвалида обвиняют в сговоре с дьяволом.
Впервые фильм показали на 47-м Московском международном кинофестивале и уже успели негласно
окрестить как «наш ответ «Ведьме» Роберта Эггерса». И крайне натянуто такие стилистические параллели можно провести. Но в целом «Искупление» вообще про другое и сделано иначе.
Российская картина Константина Еронина воплощена преимущественно в черно-белом изображении, с парой-тройкой цветных сцен. Это обусловлено непростым авторским замыслом, в
котором множество интеллектуальных нюансов. Здесь сразу нужно быть готовым, что «Искупление» — не потоковый мистический ужастик, а самобытная хоррор-драма, с особой подачей религиозной концепции через жанровые приемы.
Еронин избрал интересный подход. До кульминации история развивается по законам слоубёрнера, причем с акцентированным уклоном в сторону
причудливой притчи. За экранную жуть отвечает общая депрессивно-зловещая атмосфера, тогда как шокирующих ужасов в кадре почти нет. Причем в то же время режиссер не чурается простых звуковых скримеров, временами внося в высокопарный стиль элементы традиционного жутика. А ключевой сюжетный поворот, кардинально меняющий восприятие происходящего, Еронин преподносит с бесстрастной
будничностью, как будто в подобном «открытии» для жителей деревни нет вообще ничего особенного. Впрочем, за этим еще последует финал, исполненный в своеобразной манере, без спецэффектной феерии.
Бесспорно «Искупление» привлекает внимание актерским составом. Сергей Безруков в роли солдата создает образ сложный и многогранный. В его герое соединяются крестьянская сила и
глубокая рефлексия, стойкость к жизненным невзгодам и нежная отцовская любовь, живущая в сердце вера и мучительные сомнения. Его персонаж остается безымянным, как и большинство других героев фильма, что придает повествованию абстрактный, вневременной характер.
Виктор Сухоруков в роли деревенского знахаря вызывает противоречивые чувства: страх смешивается с жалостью, интерес — с отвращением. Его перформанс физиологичен и жуток. Не менее впечатляет игра молодого Дана Хазанджи, исполняющего роль болезного сына главного героя, своей бескомпромиссной отдачей в проработке сложного «ненормального» персонажа. На контрасте с ними выделяется минималистичная, но точная игра Михаила Евланова в образе мертвеца, чьи реплики содержат ключи к
пониманию сути рассказываемой истории. И конечно нельзя не упомянуть широко популярного сейчас Никиту Кологривого. Здесь он явно отошел от амплуа «пацана» в различных ипостасях и тонко сыграл загадочного смотрителя кладбища.
«Искупление» — кино заковыристое. Режиссер намеренно строит повествование как запутанный лабиринт. Героев преследуют видения, воспоминания и кошмары, и зритель вместе с ними
пытается понять, что реально, а что нет. И всё это процеживается через христианские мотивы вины и избавления. Так что хоррор, как таковой, здесь на втором-третьем плане. Поэтому идя на фильм Константина Еронина, не ждите легкого просмотра. Причем в итоге, у большинства посмотревших будет скорее интуитивное, нежели полностью осмысленное понимание авторской задумки. Хотя особо проникшиеся возможно причислят «Искупление» к одним из самых умных «страшных» отечественных фильмов последних лет.







(4,00 из 5)
хмм, неплохо)
Спасибо, старался )