Это кино ждали фанаты Стивена Содерберга. Ведь неутомимый экспериментатор может выдать как дорогой студийный проект с толпой звезд, так и камерную историю, берущую идеей и манерой исполнения. «Присутствие» — однозначно второй вариант, где хоть и участвует известная актриса Люси Лью, но в
контексте сюжета ее героиня наравне с другими персонажами, никак специально не выделяемая. Да и вообще синопсис не обещал чего-то из ряда вон умопомрачительного. Семья заселяется в дом с некой паранормальной активностью. Таких завязок уже был вагон и маленькая тележка, что автоматически настраивает на клишированный хоррор про злобных призраков. Впрочем пиар-
кампания подкинула незаурядную завлекушку: повествование ведется от лица мистической сущности. Иначе говоря, всё происходящие – это взгляд Оно, живущего в доме. И такой подход вызывает синефильский интерес.
Собственно, здесь вообще важно понимать – что вы идете смотреть. Изначально «Присутствие» рекламировалось как хоррор, предполагающий наличие всех жанровых атрибутов. Гипотетически это могли быть и «мягкие ужасы», как в легендарном «Полтергейсте» Тоуба Хупера/Стивена Спилберга. Но заявленный рейтинг R и реноме Содерберга, как постановщика недетского кино, говорили как раз о потенциальной
жести, визуальной или психологической. И здесь сразу стоит отметить, дабы не вводить в заблуждение фанатов «мясца», что в «Присутствии» в кадре нет крови от слова совсем. Фактически Содерберг снял стопроцентный слоубёрнер, где при всей жестокости развязки, не будет взрыва насилия в финале. Режиссер сплетает тонкую паутину страха, за счет общей депрессивной
атмосферы и некой обреченности, а также посредством зловещих недомолвок. Кажется, что зло может таиться в любом из героев, которые вроде как и много говорят, но как будто что-то утаивают, причем каждый своё. И здесь для публики выстроена детективная интрига, когда формально никто ничего не расследует, но сам зритель задается вопросами: а в чём же ужас? Кто источник угрозы? И какой?
Сама стилистическая фишка с субъективной камерой работает исправно. Конечно, не всем зайдёт такой прием, но по сути вы и идете на «Присутствие», дабы испытать это необычное ощущение сверхъестественного вуайериста. Впрочем Оно будет не только наблюдать, что в отдельные моменты конкретно встряхнет как героев, так и зрителей.
Отдельные рецензенты уже назвали «Присутствие» грустной семейной драмой. И особо не хочется спорить с таким определением, так как фильм на самом деле о несчастных близких родственниках, которые в силу ряда причин с трудом понимают друг друга. Но всё же хочется подчеркнуть, что при любом восприятии смысловой нагрузки, картина Содерберга – мистический триллер, пусть и размеренный, без пиршества спецэффектов. Настоящее зло в истории есть, жестокое, мерзкое и вполне материальное. И его суть лишний раз предупреждает, что все мы потенциально беззащитны от ударов судьбы, особенно когда они наносятся в спину, и рукой, на которую вы бы никогда не подумали.
Страница фильма «Присутствие» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий