Артур Флек заперт в психиатрической лечебнице Аркхем. В нем ничего не осталось от былого Джокера, но знакомство с пациенткой Ли пробуждает в нем вкус к жизни и к бунтарству. В это время над ним начинается суд – за совершенные убийства Артуру грозит смертная казнь…
Мир изменился. Пять лет назад я смотрел премьеру «Джокера» в переполненном зале «Октября». До ковида, до всего. Сегодня я смотрел сиквел «Джокера» в пустом зале в кинотеатре на окраине, где крутят «пиратские» копии под видом предсеансового обслуживания. Изменился и Джокер.
«Дорогая, тебе не кажется, что мы разочаровываем ожидания публики» — говорит Джокер своей возлюбленной. «Так давай дадим им то, что они хотят!» — говорит она, и достает пистолет.
А ведь как в воду глядели.
Создать крутой сиквел крутого фильма – задача практически нереальная – такой трюк удавалось провернуть считанным режиссерам – «Терминатор 2», «Назад в будущее 2», «Крестный отец 2», «Чужие», «Мумия возвращается» — десяток вряд ли доберется. Практически во всех этих случаях сиквел, помимо других неоспоримых достоинств, соответствовал жанру оригинала.
Тодд Филлипс и Хоакин Феникс действовали как Джокер. Ему вот было абсолютно наплевать, что скажут про него, про его грим, про его несмешные шутки. Джокер сам знал, чего хотел. Вот и эти товарищи знали. Они просто швырнули в лицо зрителям их ожидания и сделали то, что здравый смысл делать не велит. Показали, что на самом деле могло бы произойти с Артуром Флеком – и его альтер эго Джокером – в застенках Аркхема. Вам бы понравился «Побег из Шоушенка», если бы главный герой не совершил побег? Вот и большинству зрителей новый «Джокер» не понравился.
Потому что это больно и страшно видеть, как рушатся твои мечты. Как после короткой кульминации и эйфории сопротивления тебя начинает точить ежедневная рутина. Подъем. К стене. Принимай лекарства. Ешь. Смотри телевизор. Расскажи шутку. Старший надзиратель Салливан (вечно прекрасный Брендан Глисон) хотя и кажется нормальным, но внутри все равно жестокий садист. В начале фильма (после крышесносного мультпролога для тех отсутствующих в природе зрителей, которые будут смотреть сиквел, не смотря оригинал) мы видим героя абсолютно сломленным. В нем ничего не осталось от Джокера – ни грима, ни шуток, ни угрозы обществу – даже на уровне тела от него мало что осталось – кожа да кости. То, как герой расцветает от мимолетной любви Ли (аналог Харли Квин в версии Филлипса) – одновременно и завораживает, и ужасает. Потому что счастье эти герои могут получить только в фантазиях – отсюда и вымышленные музыкальные номера, и «выпадение» из реальности. И даже несовершенный голос Хоакина Феникса – особенно на фоне мощного вокала Леди Гаги – играет на достоверность персонажа. Ведь он поет внутри своей головы.
Первый «Джокер» был о бунте, о безумии, о страсти, о трагедии, о трансформации, о надежде – обо всем. «Джокер: Безумие на двоих» — прежде всего фильм о боли. Об острой боли расставания, предательства, вины. И о тупой долгоиграющей боли угасания, депрессии, энтропии. Первый «Джокер» — о том, как Артур Флек защитил свое лицо и свою душу гримом Джокера: как писал Маяковский, «Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана!» Второй «Джокер» — о том, что произойдет с Джокером, когда грим сотрется с лица, и под ним не останется никого, кроме Артура Флека. Который на самом деле всегда им и был. Это дискомфортно. Это страшно. Это завораживает.
Целевой аудиторией «Джокера» был весь мир. А что же сиквел? Что ж… Если вы иногда смеетесь или плачете в одиночестве в темноте – как Джокер – вам понравится это кино. Как и мне.
Страница фильма «Джокер: Безумие на двоих» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий