Было у отца три сына… Отца поражает ужасный недуг – и его смерть разобщает братьев. Но им предстоит собраться вместе на родной ферме, когда у младшего брата появляются те же симптомы безумия, что и у отца.
…И приз за самое нелепое локализованное название получает… «Реинкарнация. Пожиратель душ»! Серьезно – в какую целевую аудиторию целились прокатчики? На поклонников фильма «Синистер. Пожиратель душ»? Там история вообще не о монстрах. На кассовый успех «Собирателя душ»? На поклонников Ари Астера? Всё не то, всё мимо. Потому что «Демоническое расстройство» — совсем про другое.
За последнее время в нашем прокате прошло сразу несколько фильмов о старости и деменции – «Вихрь» Гаспара Ноэ, «Отец» (Оскар Энтони Хопкинсу), недавняя «Память» с Питером Сарсгаардом и даже немецкая «Жизнь», прокат которой только-только начался. Все эти фильмы объединяет то страшное и неприглядное, от чего хочется отвернуться, но отвернуться не получится – особенно, когда жертвами деменции становится близкий тебе человек. И если все эти фильмы решали сложную тему через язык драмы и натурализма, то «Демоническое расстройство» выбирает метафорический язык боди-хоррора.
По сути, любая болезнь – это боди-хоррор – даже банальная простуда. Наше тело перестает нам подчиняться. Ломается. Становится некрасивым, уродливым. Кошмар деменции еще и в том, что ее уродство – в подмене личности. Человек, которого вы так давно и хорошо знаете, понемногу исчезает. И вы понятия не имеете, кто приходит ему на смену.
Используя метафору демонической трансформации, авторы создают подчеркнуто маскулинное, неприглаженное кино, где деменция-мутация у отца перекидывается на младшего брата, а потом и на среднего – и ее симптомы все более монструозны. В какие-то моменты фильм начинает выглядеть, как мужской вариант «Субстанции» — я имею в виду сцены «монстро-рождения». И хотя в эти моменты начинает по-настоящему работать талант режиссера и сценариста Стивена Бойла, как мастера по спецэффектам, сила истории ослабевает – из метафоры утраты идентичности мы переходим в гораздо более простой и «низкий» жанр ужастика про чудищ.
Не знаю, закладывалась ли автором какая-то гендерная подоплека, но нельзя не заметить, что самые здравомыслящие и надежные герои в этом фильме – женщины: сотрудница гаража и полицейская. Пока мужчины истерят и содрогаются от ужаса, женщины задают простые и понятные вопросы: Может вызвать «скорую»? Может вызвать подкрепление? А у вас вообще-то всё в порядке?
Так или иначе, перед нами довольно качественный пример фильма ужасов, переосмысляющего социальные проблемы в визуально занимательной форме, в интересном сеттинге австралийской глубинки. Вряд ли эта история получит сиквел (хотя сюжет позволяет), а вот к творчеству Стивена Бойла я бы присмотрелся.
Добавить комментарий