Семейная пара — беременная Алекс и её муж Дэмиен — переезжают в дом матери Дэмиена, которую отправили в дом престарелых из-за деменции. На новом месте Алекс беспокойно — муж начинает ходить по ночам и вести себя странно…
То, что за милым фасадом крепкой европейской традиционной семьи могут крыться настоящие демоны, нам известно по многим европейским хоррорам — Ханеке и другие. И правда, у героев столько психотравм, что ещё немного, и это превратилось бы в фарс: у Алекс в детстве отец убил мать, а у Дэмиена в родословной вообще жуткая притча с участием ведьмы-банши, детоубийства и самоубийства (привет ещё идущей в прокате «Одержимой»). К счастью, у авторов хватает отстраненного такта, чтобы показать эту дикую историю в максимально приглушенных тонах, где все герои пытаются вести себя «прилично» — до поры до времени.
Хороша и исполнительница роли Алекс — Зара Дэвлин — в ней сочетается и детская непосредственность (в первой сцене с психологом она сосёт чупа-чупс), и жертвенная уязвимость, и — в какой-то момент — способность сопротивляться. Глядя на неё кажется, что ничего плохого с ней случиться не может — она и сама так думает о себе, да и мы так думаем о себе тоже, верно? Вот только, как говаривал старина Стивен Кинг, «Плохие вещи случаются и с хорошими людьми».
Центральной темой фильма, безусловно, является тема домашнего насилия, вот только разворачивается драма не в пустынном отеле, как в «Сиянии», а фактически у всех на виду — рядом с врачами, полицейскими, посетителями ресторана. В этом и есть ужас домашнего насилия — некуда бежать, когда главный страх ждёт тебя дома, и никто не поможет. Мистика, как в том же «Сиянии», тут только помешала бы — хотя необъяснимых и пугающих событий тут хватает. Чеховских ружей, буквально развешенных по стенам семейного гнездышка, вполне достаточно для кровавой развязки.
И, несмотря на весь морок и ужас происходящего, не могу не отметить сцену из хосписа для пациентов с деменцией — обратите внимание, какая там мебель, и как относится к пациентам персонал. Вот ведь какое странное сочетание заботы о ближнем — в хосписе — и страха перед самыми близкими — в собственном доме.
Хорош и эпилог, изящно возвращающий нас к легенде о предке Дэмиена. Так что же есть эта самая «абсолютная порочность»? Передаётся ли насилие по наследству, и всегда ли это дело рук мужчин? Столько вопросов, что «спокойной ночи» после фильма явно не предвидится.
Добавить комментарий