Слоубёрнер – термин, относительно недавно получивший массовое распространение. И если по-простому, то это триллер/хоррор, в котором действие развивается крайне не спеша, чтобы в кульминации взорваться настоящим кошмаром. В некоторых таких фильмах что-то визуально страшное может происходить и до развязки, но в малых дозах, не раскрывая сути ключевого ужаса. А может быть и так, что до финального акта вообще нет ничего реально жуткого, разве что тревожное и мрачное, но без кровавой жести. Бельгийско-ирландский «Неспокойной ночи» относится ко второму типу, так что фанатам наглядной жути придется запастись терпением, а также пониманием, что и в концовке не будет чего-то прямо из ряда вон. Так как психологический триллер Мелани Деллой излишне скромен во всём, что явно не идет ему на пользу.
На уровне синопсиса и трейлера всё более-менее интригующее. Семейная пара Дэмиен и Александра едет в фамильный дом мужа, находящийся, естественно, на отшибе и в конкретно мрачном местечке. Формально у молодой семьи всё хорошо, и сельская местность должна еще больше пойти на пользу душевному и физическому здоровью. Но с первых же дней заселения женатиков преследуют всякие мелкие неприятности, которые быстро перестают казаться банальными случайностями.
Фильм идет чуть больше полутора часов, из которых примерно две трети – семейная драма с легкими детективными и триллерными мотивами. Жена с удивлением обнаруживает, что плохо знает собственного мужа, у которого скелетов в шкафу – воз и маленькая тележка. Но в целом они не кажутся каким-то леденящим кровь трындецом, так, просто странные открытия депрессивного характера. Самое пугающее, что Дэмиен, оказывается, лунатик, который во время сомнамбулических блужданий за себя не отвечает, а наутро ничего не помнит. Впрочем, его самого это не волнует от слова «совсем». А вот Александра пугается и даже звонит своему психотерапевту, чтобы поинтересоваться; может ли ходящий во сне кому-нибудь причинить боль? И вскоре она вживую получит ответ.
Режиссер усиленно играет со зрителем в угадайку, касаемо истинного источника зла. С одной стороны, вроде как все вопросы к Дэмиену. Но с другой, у Александры тоже хватает причин быть не вполне нормальной, включая детскую психическую травму и тягу к бутылке. Плюс в округе дома бродят отмороженные охотники, полиция ищет пропавшую женщину, а местный доктор странно себя ведет. При малом количестве персонажей возникает и лишь пара-тройка версий, верная из которых окажется, мягко говоря, далеко не оригинальной. В этом главная проблема «Неспокойной ночи»: при отсутствии чего-то реально жуткого на протяжении почти всего хронометража, ты ожидаешь феерический твист или шок-контент, который оправдает терпение. Из ярких примеров подобного – «Не говори никому». Но в случае фильма Деллой, гора, увы, рожает мышь. При зловещем объяснении происходящего, сопровождаемом цепью насилия, ловишь себя на мысли, что суть банальна до одури. К тому же порождающая вопросы, типа; а почему у источника бед крыша поехала только сейчас? А раньше как этот человек поживал во взрослом возрасте? И как так получилось, что его вторая половина – ни сном, ни духом обо всём этом? Ну а худший эпизод – это самый последний кадр, где тривиальность, с учетом 2023-го года выпуска, просто зашкаливает. И ладно бы, будь это низкопробный хоррор. Но «Неспокойной ночи» — кино с замахом на элитарность (номинации на награды Брюссельского международного кинофестиваля и международного фестиваля жанрового кино Fantasy Filmfest). А по факту – проходная картина, поверхностно размышляющая о семейном насилии, без сильного авторского высказывания.
Добавить комментарий