Хоррор-критик в шоке. В первую очередь от того, что посмотрел «лучший фильм ужасов 2024 года» в начале июля! Пусть это громкое звание лишь субъективная версия журнала Variety, но, как не крути, рано подводить такие итоги кому бы то ни было. Даже если посчитать, что «Нежить» – действительно выдающаяся картина. Тем не менее, до начала 2025-го еще аж шесть месяцев, и вашему покорному слуге хочется верить в релизы куда более мощных страшных лент за оставшийся срок. И да простят меня новоиспеченные фанаты творения Криса Нэша, но «In a Violent Nature» совсем не фонтан, как в высокохудожественном, так и в сугубо жанровом плане.
В первую очередь давайте посмотрим правде в глаза и признаем, что «Нежить» — парафраз «Пятницы, 13-й», пусть и с некоторыми креативными «фишками». Нам рассказывают историю про то, как молодежь приехала отдохнуть в лесной домик недалеко от озера (Хрустального?) и случайно пробудила мертвеца-маньяка (Джейсона?) Джонни. Тот вылез из могильной ямы, надыбал себе маску (хоккейного вратаря?) ретро-пожарного, обзавёлся (мачете?) колюще-режущими орудиями и пошел умерщвлять всех без разбора. И прежде, чем молодняк начнет активно погибать, он расскажет байку у ночного костра о местном слабоумном мальчике, умершем в результате злой шутки поганого взрослого. Теперь в окрестности время от времени происходят зверские убийства…
Таким образом аллюзий на похождения Вурхиза в «Нежити» воз и маленькая тележка. Хотя надо отдать должное сценаристу и режиссеру Нэшу, он как мог придерживался авторского стиля. Так Крис полностью отказался от саундтрека, не считая финальных титров, в большей части хронометража показал события глазами отмороженного злодея, и в отдельных насильственных сценах проявил буйную фантазию. Причем говоря о субъективном взгляде маньяка, здесь зритель как будто становится геймером. Камера дышит в затылок «кровавому» Джонни, мы буквально по пятам следуем за ним от жертвы к жертве. Плюс в «Нежити» есть не новаторский, но эффектный эпизод короткой погони с убийствами, снятый с верхней точки (привет «30 дням ночи» и четвертому «Джону Уику»).
Формально мы смотрим олдскульный слэшер, в котором вроде как «всё, что мы любим». Но в то же время «Нежить» изобилует странными постановочными решениями, которые откровенно вредят неистовой мясной развлекухе. Так в полуторачасовом фильме хватает долгих артхаусных планов, когда действие минимизируется или полностью останавливается, и в лучшем случае статика сопровождается закадровым разговором. В целом активность героев намеренно неторопливая, да и как таковые, характеры персонажей практически не раскрыты. У «мяса» (по-другому здешних лиц не назвать) нет бэкграунда и мотивации, за исключением совсем уже поверхностных характеристик, они просто мрут разнообразными способами, без внятных сожалений и переживаний со стороны публики. Всё происходящее на экране – череда насилия, которое к развязке не достигнет пика, а наоборот стремительно затухнет. Финальная сцена по своему смысловому наполнению откровенно маловразумительная, и в лучшем случае ее можно рассматривать как своеобразное упражнение в саспенсе без эмоционального взрыва.
Тяжело найти в «Нежити» философский подтекст, о котором уже говорят отдельные восхищенные зрители. Пусть режиссер кивает в сторону работ Гаса Ван Сента и Терренса Малика, как источников вдохновения, но по факту делает прямолинейный шокер. При всей напускной серьезности, проект Криса Нэша – экстремальный аттракцион, с завязкой уровня «вроде как сойдет», и без развязки, когда фильм просто заканчивается, не не беря уже в расчет отсутствие катарсиса. Конечно последний кадр говорит о том, что «кто-то всё же получил то, из-за чего весь сыр-бор», но этого слишком мало не только для «лучшего хоррора года», но и вообще для реально качественного «страшного» фильма. В сухом остатке только местами занятная стилистика, но в совокупном восприятии – художественная пустота.
Хм. Тем не менее, захотелось посмотреть, чисто ради картинки и постановочных решений. Главное, попытаться полностью отрешиться от любимого Джейсона и не проводить параллелей)
Отрешиться от Джейсона — прямо-таки придется постараться )) И стоит быть готовым к нескольким крайне жестоким сценам )
Ещё в 1980-ом выходил «Маньяк» слэшер от лица самого маньяка, ничего нового) Отсутствие раскрытия жертв только всё портит. Из какой-нибудь лучшей третьей «Пятницы» сразу персонажей 5 вспомнится так или иначе, мне особенно в 5-ой из психушки персонажи понравились в плане яркости и у Ниспела в ремейке ничего такие, ещё близняхи из 4-ой но потому что они близняхи это не «раскрытые персонажи» это другое))
Ну и делать типа слэшер с максимальным мясом, забыв напрочь про обнажёнку это вообще моветон уже. Озеро, природа, где ещё купающиеся, отдыхающие и занимающиеся любовью голые девицы-то должны быть?! Как так можно было)
Да, еще раз подчеркну, что никак не могу разделить восторгов от этой картины. Герои в этом фильме не более живые, чем сама нежить )) Даже в сугубо стилистическом упражнении хочется полноценной истории, которой здесь, увы, нет.