В ожидании просмотра сериала «Замаячный», чтобы написать на него рецензию, я решил обратиться к разбору давней картины того же режиссера. В хорроре «Тот, кто гасит свет» (2008 г.) следователь, идущий по следам маньяка, убивающего в определенные дни девочек в Питере, попадает в суровый провинциальный городок, опутанный липкой паутиной страха. В поиске убийцы следователь буквально спускается в ад. Он ведет расследование независимо, ему никто не верит, но следователь проходит этот путь до конца и побеждает зло в смертельном поединке. В принципе, та же самая фабула прослеживается и в «Замаячном», но к нему мы ещё обратимся.
Чем же может быть интересен нам теперь давний и полузабытый фильм в жанре социального хоррора, хотя скорее по жанру это триллер. Ну прежде всего в этом фильме сильно ощущается ещё толком не преодоленная атмосфера девяностых годов, хотя прошел добрый десяток лет. Во-вторых, сплав хоррора с остросоциальной темой малых городов где большей частью все работают да пьют, и безнадега разлита по улицам, как туман. В этом плане харизматичный следователь (отличная актерская работа Алексея Гуськова), суровый и сосредоточенный только на цели вычислить маньяка, смотрится на фоне этого города диссонансом. И это вроде бы весьма странно, потому что методы работы этого следователя достаточно жесткие. Ни с одним преступником он не церемониться и зачастую побеждает их же методами; пример — эпизод с героем Андрея Смолякова. Тем не менее он диссонирует с этим городом, потому что напрочь иной.
И авторы фильма сознательно делают подобное противопоставление, с первого просмотра может быть не замеченное но все же сознательно и явственно поданное. Идет явный намек на прекрасно поданную истину; если есть в мире хоть один неравнодушный к проблемам другим человек — значит стоит бороться. В обозначенном авторами городе следователь, словно Орфей в мире теней — единственная живая душа, никак не желающая принимать правила навязанной свыше игры.
И стиль, и манера подачи сюжета в подобных картинах, увы, безнадежно уходит в прошлое. Мы всё дальше отдаляемся от девяностых, хотя проблема насилия над личностью совсем никуда не делась. Но, допустим, в «Замаячном» при схожих фабулах (и там и там погрязшие в социальном зле городки), компоновка сюжета расходиться на две разные вселенные. При всем уважении к режиссеру Андрею Либенсону поставившему немало криминальных триллеров, в «Замаячном» нет спуска Тесея (следователя) в логово Минотавра (маньяка), при том, что есть они оба. В «Тот, кто гасит свет» этот мифологический мотив прослеживается четко, и это не может не поражать. При том, что фильм в карьере режиссера был первый, и, к сожалению, единственный настолько четкий. В финале последней, поставленной, кстати, лаконично и жестко, схватки с маньяком, искушенный современным кино зритель конечно не найдет чего-то особенного, но так ли это? Я лично считаю, что в нашем жанровом кино, на данный момент, это лучшая хоррор-экшен-сцена. И подобное, согласитесь, дорогого стоит.
Сейчас, спустя много лет, мы достойно можем оценить все недостатки и все достоинства подобных картин. Не все картины из нулевых, даже при явных достоинствах, выдержали испытание временем. Но это не касается данного замечательного фильма, сбалансированно собравшего в себе хоррор-мотивы, экшен и высокую драму.
В свое время смотрел в кинотеатре, фильм произвел сильное впечатление. Что интересно, роль «провинциального Светлогорска» исполнил город Кировск Ленинградской области, хорошо мне знакомый. Когда смотрел, буквально узнавал улицы, по которым ходил не раз 🙂