Предыдущий фильм аргентинца Демиана Рунья «Оцепеневшие от страха», вышедший 5 лет назад, был ярким упражнением в сюжете без фокальных персонажей – действие стремительно перемещалось из истории в истории, сохраняя липкую атмосферу неуютного ожидания – вот-вот случится что-то очень плохое. «Одержимые злом», вышедший, кажется, в уже совсем другом мире, выглядит более привычно – мы следим за историей хмурых деревенских братьев, пытающихся избавить родную деревню от демонического проклятия. Но смена фокала тут все равно есть – это переползает из тела в тело само зло.
Можете воспринимать это, как метафору ковида, или зомби-вируса, или заражения самой идеей зла – суть не меняется. Только если зомби-вирусу нужен укус, а коварному ковиду хватает воздушно-капельного пути, зло у Рунья больше похоже на японские «Проклятия» или даже на наше перестроечное «Прикосновение» — иногда просто достаточно постоять рядом, подышать воздухом в одной комнате с одержимым, даже просто прикоснуться к одежде зараженного, чтобы стать носителем. Сдержать такое зло не помогут ни молитвы, ни ватно-марлевые повязки.
Кажется, чтобы выжить и обезопасить свои семьи, героям просто нужно сидеть дома и не высовывать нос наружу (привет, карантин!) – но нет, горе-братья пытаются, кажется, нарушить все 7 странных правил, которые услужливо диктует зрителям их престарелая мать (один из немногих вменяемых персонажей в фильме, что ее никак, впрочем, не выручает) – нельзя убивать зараженного, нельзя включать электрический свет, нельзя подпускать к зараженным животных и так далее. Наличие этих странных правил – да и вообще вся эта ситуация с демонами – погружает зрителя в странный мир, где к страшному привыкли и даже как-то расслабились по этому поводу. Ну да, бывают демоны, это очень плохо, но это не у нас в глубинке – это всё где-то там, в больших городах, нас это не касается. И тут за метафорами далеко ходить не надо. Демоны уже здесь, а мы все еще переживаем из-за ерунды.
Вслед за братьями, нарушающими правила собственного мира, Рунья нарушает негласные правила хорроров, по которым дети неприкосновенны, хорошие люди спасаются, а плохие получают по заслугам. Злу, которое расползается в этой истории – да и по всему миру – плевать, кто перед ним – беременная женщина, ребенок, инвалид, старик – оно просто берет очередную жертву и двигается дальше. Не один раз за этот фильм я вздрогнул – а меня, поверьте, трудно пронять. В целом я бы сравнил фильм с той погнутой красивой штуковиной, которые в начале истории находят братья в лесу рядом с половиной тела чистильщика-экзорциста – совершенно непонятно, как это работает, но выглядит очень круто. Отдельный плюс – за то, как закольцовывается в финале неумелый рисунок подростка-аутиста.
Я точно буду ждать следующий фильм Демиана Рунья. Если только зло, о котором нас тщетно предупреждает режиссер, не проглотит этот мир раньше…
Дмитрий, следующий фильм, скорее всего, будет прямым продолжением. Рунья вроде как трилогию собрался снимать. Здесь концовка открытая.