Можно ли считать название произведения явным спойлером? На самом деле – нет. Наоборот, определение «живой мертвец» и есть основная интрига. Ведь это может быть как сутью персонажа, так и метафорой. Тем более, что таинственный Симеон попадает в больницу, как пациент, возможно подвергшийся избиению. И, естественно, неужели врачи бы не поняли при первичном осмотре, что потерпевший, мягкого говоря, неживой? А, соответственно, даже если бы при этом он подавал признаки жизни, то его бы отправили в реанимацию, и уже там разбирались – что не так. Но нет же, Симеона спокойно кладут в палату, пусть и на «странное место», и буднично начинают заниматься его, не такими уж и экстренными, проблемами. Ну а больной оказывается тем еще болтуном, и с явным удовольствие потчует медработников жуткими историями.
«Разговоры с живым мертвецом» позиционируется как сборник рассказов. Но с таким же успехом его можно считать и хоррор-романом. На самом деле, творческий замах здесь куда масштабнее, чем а-ля русские «Байки из склепа». Есть четкая сквозная сюжетная линия, а сами «страшные сказки», рассказываемые Симеоном, не такие уж и рандомные по отношению к его слушателям. Здесь важно дочитать условную антологию до конца, чтобы оценить истинный авторский замысел, и не судить произведение по отдельным фрагментам. А это самое «предварительное суждение» может быть разным, включая неприятие в традиционном критическом варианте, что «хоррор – это атмосфера, а не отвратная физиология, от которой нормальных людей тошнит!». Поэтому стоит предупредить, что если вы – нежная натура, не приемлющая откровенной жестокости в литературе, то «Разговоры…» — однозначно не ваша книга.
Ок, сузили общую аудиторию до целевой (да-да, фанаты жести, это вы!), и теперь обратимся сугубо к ней. Если вы хотели разнообразных зверств в разных локациях, то вот это самое оно. И здесь не надо стесняться говорить, что Павел Рязанцев так пишет. Помимо общей идеи, «Разговоры…» — целенаправленное пиршество ужасающих эффектов, когда ломаются кости, кровища хлещет водопадом, а отдельные сцены насилия смогут шокировать и опытных хоррор-фэнов. Причем, что в «больничной», что в «фэнтезийной» части, автор вещает с неприкрытым цинизмом, подчеркивая, что жизнь крайне сложна и несправедлива, что в реальности, что в буйных фантазиях, которые, де-факто, отражение этой самой реальности. И медики, пусть и в разной степени, но откровенно офигевают от страшилок Симеона, тем более что «как бы сказки» проецируются на их личности. И если поначалу «особый пациент» казался им прикольным чуваком, то ближе к финалу он не на шутку пугает видавших всякое людей в белых халатах.
В целом, «Разговоры с живым мертвецом» — мастерский симбиоз оголтелых кошмаров, с одной стороны кажущихся отстранёнными от объективной действительности, но с другой стороны – как будто громогласно напоминающих о реальных ужасах, окружающих нас здесь и сейчас. Человек хрупок и беззащитен перед множеством угроз, будь он хоть богатым папиком, хоть танцовщицей в стриптиз-клубе, хоть обычным доктором в городской больнице. Все мы крайне условно управляем собственной судьбой, в которую в любое мгновение может вторгнуться непреодолимая страшная сила. И посему, у данного, кажущего сугубо эксплуатационным, литературного хоррора, есть важный посыл о человеческой жизни, как высшей ценности. И, если задуматься, то ведь как еще его действенно донести, если не через буквальную демонстрацию невыносимо мерзких убийств? Возмутительно неприятно такое читать? Именно. Потому что насильственная смерть такая и есть.
Добавить комментарий