Андреас Шнаас давно ничего не снимает, лишь изредка появляясь в хоррорах своих друзей и поклонников. Новое поколение хоррорманов едва ли знает о той культовой славе, которую снискал Шнаас в 1990-е, трудясь в немецком подполье над своей франшизой «Violent Shit» (название намеренно провокационное, поэтому не будем его переводить). Поклонники жестоких кровопускательных ужасов от Шнааса были в восторге, а вот ценители атмосферы и профессиональных съёмок негодовали. Андреас Шнаас, конечно, не снимал так убого, откровенно по любительски, как его американский коллега Тодд Шитс, но до уровня итальянских мастеров хоррора ему было очень далеко.
Немецкий постановщик восхищался Лючио Фульчи, любил Джо Д`Амато (даже снял ремейк его «Антропофага»), однако поначалу эта любовь была декларативной, ибо не подкреплялась продолжением традиций. Но вот в 2001 году режиссёр снял в Италии «Демониум», жестокий триллер с хорошим бюджетом, с участием итальянских и американских актёров. Каких-либо звёзд здесь нет, хотя исполнитель одной из главных ролей Андреа Бруски в будущем станет активно появляться в итальянском мейнстриме. Также нельзя умолчать про участие Шарлотты Роше, автора скандального эротического романа «Влажные места», экранизированного в 2013 году Дэвидом Внедтом. В роли грубого, сексуально озабоченного русского бизнесмена Виктора Плужникова выступил американец Джо Засо, известный по своим появлениям в малобюджетном хорроре. Он снимется и в следующем фильме Шнааса, «Никос», а также дважды посотрудничает с другим немецким хорромейкером Тимо Розе.
Первое, на что обратит внимание зритель, сев смотреть ленту Шнааса, это хороший профессиональный уровень. Фильм начинается с красиво снятой эротической сцены, с участием главных героев (они же главные злодеи). Затем их убивает какой-то уродец, после чего действие переносится на год назад. Нестандартный ход (особенно для раннего Шнааса) вносит в повествование тему возмездия. Зритель, уже зная судьбу главных героев-убийц, вполне может провести аналогии с «Божественной комедией» Данте. Ускользнувшие от правосудия преступники волей рока оказываются в круге ада, где судьба с топором жестоко наказывает алчных безумцев.
Несмотря на участие в производстве «Демониума» прославленного мастера спецэффектов Серджио Стивалетти, много сотрудничавшего с Дарио Ардженто и Ламберто Бава, в ленте Шнааса насилия гораздо меньше, чем в любом его сплаттере 1990-х. Точнее, сцен насилия в «Демониуме» ровно столько, сколько надо, дабы кровопускательные сцены не заслоняли сюжет. А он интересен и имеет тот же антикапиталистический посыл, что и классический триллер Марио Бавы «Кровавый залив». Парочка злодеев, этакие Бонни и Клайд из высшего общества, совершают убийства, чтобы прибрать к рукам таинственное лекарство, которое изобрёл учёный Арнольд Бергер в своём замке. Персонаж получился с причудами. Он человек авторитарный и, кроме того, проводил опыты над живыми людьми, чтобы получить таинственный эликсир. Андреас Шнаас основное повествование перебивает вирированными флэшбеками, показывая зрителю аморальные эксперименты Бергера, в результате которых на свет появлялись монстры, вроде того уродца, который в будущем станет палачом убийц своего хозяина. Этакий монстр доктора Франкенштейна, мстящий за смерть своего создателя.
Съёмки фильма проходили на натуре, в настоящем итальянском замке, который оператор Клеменс Блэй часто снимает как внутри, так и снаружи. Просторные комнаты, узкие лестницы, мрачное подземелье, где злодеи жестоко убивают собравшихся на объявление завещания родственников учёного, создают готическую атмосферу страшной тайны. Режиссёр даже в финале (который хронологически является началом повествования) не расставляет все точки над i. Эликсир в правильной дозировке является лекарством чуть ли не от всех болезней, а, значит, может принести своим обладателям миллионы, но в неверной концентрации превращает людей в сомнамбул или вовсе убивает, расплавляя тела, подобно кислоте. Неизвестно нашёл ли Арнольд Бергер правильную дозировку (это неведомо даже его ассистенту) или же изобретённый им эликсир годится только чтобы убивать людей. Жадность, ослепившая главных героев, мешает им задуматься, что, возможно, учёный так и не закончил свои опыты, а его изобретение не панацея от всех болезней, а опасный яд.
«Демониум» Шнааса можно счесть развитием его магистральной линии о жестоком садисте Карле-Мяснике. Только теперь новая пара злодеев убивает людей не ради удовлетворения своей страсти к насилию. Ими двигает примитивная алчность, желание иметь много денег и войти, наконец, в высший свет. Убийцы много лет работали на Бергера, терпели его тяжёлый характер, но никак не были упомянуты в завещании. Для него они были всего лишь слугами, удовлетворявшими его нужды. Их бунт против своего работодателя словно пример пролетарской революции. Только в результате свержения (убийства) Бергера к наследованию его открытия пришли беспринципные люди, по жестокости многократно превзошедшие своего хозяина. Не зря считается, что нет кровожаднее злодея, чем бывший слуга, ведь такие люди воспринимают власть как возможность отомстить всем остальным за своё многолетнее униженное положение.
Лента Андреаса Шнааса «Демониум» ознаменовала перерождение режиссёра, послужила эволюционным трамплином от примитивных сплаттеров 1990-х к интересным хоррорам и триллерам 2000-х. Постановщик не забудет готический антураж и вернётся к нему в 2008 году, в ленте «Не будите мёртвых», действие которой происходит в немецком замке. Объединяет эти две работы и сценарист Тед Гейган, выступивший автором сюжетов почти всех лучших фильмов бывшего немецкого подпольщика Андреаса Шнааса.
6,5 из 10
Страница фильма в КЛУБ-КРИК
Добавить комментарий