На мине отстоять – не видосики снимать, суметь надо! И как бы коряво не звучала эта фраза, она фактически отражает суть «Прямого эфира», по крайней мере в первом приближении. Причем сюжетный концепт «герой наступил на мину и если сделает шаг, то взорвется», с одной стороны незаезженный, но с другой — как минимум дважды использованный в мировом кино за последние годы. В 2015-м на сию тему выходила грузинская «Мина начинает тикать», а в 2016-м – итало-американская просто «Мина». И если первая лента – удачный пример камерного социального триллера, то вторая – неудачный психоделический сюр, замаскированный под военную драму. Что же до рассматриваемого фильма Карена Оганесяна, то к счастью целевой аудитории, он куда ближе по степени увлекательности и силе высказывания к «тикающей мине» Левана Бакии.
Итак, русский ютубовец Егор готов на всё ради миллионов просмотров и огромных рекламных контрактов. Он – стопроцентный человек-говно, но мало того, что не парится, а откровенно кичится этим. Впрочем, и к нему удача временами поворачивается задом. Так после большого факапа Егор летит в Северную Осетию, «отработать» единственный действующий контракт – тест-драйв нового автомобиля, но и он накрывается медным тазом. Впрочем, «крутому блогеру» внезапно подворачивается другая вкусная тема. Его местный сопровождающий Александр замер на месте, так как встал на «отголосок» военных действий. Ну а Егор вместо того, чтобы позвонить спасателям, решает запилить бомбический стрим.
Самый мерзотный персонаж в «Прямом эфире», несомненно, Егор. Вот как представляют себе честные труженики на нормальных работах «этих вот бездельников в тырнете», именно таким он и выписан. Тупое некультурное похотливо существо, думающее только о бабах и бабках, и считающее лохами всех, кто зарабатывает меньше пары сотен косарей в месяц. В фильме образ видеоблогера доведен практически до карикатуры, худшей версии условно реального стримера, который общается с онлайновыми и оффлайновыми окружающими, как с идиотами, но и сам при этом выглядит полным придурком. Подобный гротеск здесь — не баг, а фича, когда таким образом до публики доносится всё явное и подспудное сетевое дерьмо.
Впрочем, «Прямой эфир» не столько о мерзопакостных ютуберах, сколько о гнили человеческой по обе стороны дисплея. «Бедный Саша», наступивший на мину, тоже не ангел небесный, как и еще один герой, выходящий на «сцену» в развязке. Фактически в истории вообще нет явно хороших взрослых, за исключением кое-кого из флешбэков, и жены Александра, внешне положительной потому, что мы о ней толком ничего не знаем. В остальном же в фильме хорошие только дети, так как они еще не успели натворить в своих жизнях действительно плохих дел. А вот большие «дяди» и «тети» — просто разной степени испорченности, и с разными пределами допустимого. Включая тысяч подписчиков Егора, несколько часов с интересом смотрящих в гаджетах на потенциального мертвеца. И если вам покажется киношной условностью то, что за всё время кошмара никто не вызвал полицию или эмчеэсников, то возможно именно такой видят «подписоту» создатели фильма.
Вообще, куда больший интерес представляет вторая сюжетная линия, нежели прямолинейная критика скурвившийся Глобальной Сети. Простой мужик и правдоруб Александр, за которого переживаешь большую часть хронометража, хранит свои скелеты в шкафу, которые возможно поужаснее деяний клоуна-блогера. Субъективно, именно этой составляющей картины не хватило более глубокой и детальной проработки, дабы полностью оправдать один скрытый до поры до времени «акт насилия». Хотя, опять же, возможно по мнению создателей фильма, указанной причины вполне достаточно, чтобы «обелить» последствия, и представить их в контексте смыслового посыла, как нечто само собой разумеющееся. Если это так, то режиссеру и сценаристу можно сказать, что сия позиция понятна. Но разделять ее или нет — каждый зритель решает сам, включая ответ на вопрос; а где этот герой был последние двадцать лет?
По совокупности впечатлений, «Прямой эфир» — крепкий драматический триллер, бодро смотрящийся, в том числе за счет небольшой продолжительности (75 минут), и в целом раскрывающий заявленную тему «лайков на крови». А если вам покажется, что режиссер слишком сгустил краски, наберите в поисковике что-нибудь типа «реальные случаи смертельных стримов».
Как всегда выдающаяся рецензия. А наши, как я ни посмотрю, все не угомонятся. Дерут идею за идеей в надежде на то, что зритель ничего не заметит. А затем начинают уверять: «Да не, концепцию мы украли, конечно, но и немало нового в сюжет привнесли, а посему «с нас как с гуся вода». Грузино-американская «Мина начинает тикать» (2015) Левана Бакия сразу на ум придет, кто с ней знаком. И там психологизма и саспенса было на порядок больше.