Любит почему-то Уве Болл тему насилия. И не просто насилия, а насилия, вызванного давлением извне. Как правило, всему виной элементы современного общества — пропаганда употребления, истощение ресурсов, восхваление войн по ТВ, классовое неравенство и т.д. Ушлый немец уже снял парочку фильмов на эту тему («Одержимость», «Сердце Америки»), но тут он решил уйти в отрыв и выдать по-настоящему зубодробительный социальный хоррор. Как ни странно, но именно этот фильм считается у него одним из лучших в карьере. Всё-таки Уве заботится о нас.
Главный герой — бездельник Билл Уильямсон, мизантроп, равнодушный ко всему, кроме общества — оно его бесит. Американская система — его страшный враг. И чтобы его уничтожить, Билл решается на самосуд — надевает на себя тяжелый костюм для пейнтболла, вооружается двумя «УЗИ» и идет в город, чтобы «расшевелить» общество.
Тема противостояния «человека» против системы в кинематографе не нова, но чем сумел удивить Болл, так это бескомпромиссностью. Немец не щадит никого. Более того, он не делит на мир на черное и белое, не превозносит героя над другими. Напротив, выставляет его такой же массой, которая однажды возомнила себя выше всех, орудием возмездия. И делает так прямо, что не поверить в происходящее невозможно.
Напомню, что в тех же «С меня хватит!» или «Боже, благослови Америку!», авторы намеренно выставляли героев агнцами, а окружающих их людей идиотами, то есть шли по пути символизма. Это нужно было, что зрители начинали сочувствовать «борцам», чтобы сценаристы играли на их чувствах и в конце оставить ни с чем, кроме тяжести в сердце. Болл же сделал всё наоборот — он просто показал, всё как есть. Жертвы Билла — такие же люди, как и все. Сам Билл уже с самого начала вызывает отторжение своей поверхностным и немного наивным взглядом на общество; и оттого его ненависть больше похожа на психоз или личностные комплексы, чем на результат давления общества.
А что зритель? А зритель пусть сам решает, сочувствовать ему или нет. Уве не дает прямого ответа и оставляет всё на вашей совести.
Идея хорошая, одобряю. Пусть она не новая, но в таком виде имеет права на существование. Больше скажу, Уве даже справился (частично), фильм и правда пугает и завораживает и заставляет задуматься о себе и об окружающем.
Но вот постановка вызывает вопросы. Операторская работа — отвратительна. Всё понимаю, стиль, слово, реализм, но трясущаяся камера есть и в других фильмах Уве (там уже на стиль спихнуть не получится), а тут натуральная свистопляска, отчего не раз возникало желание выключить фильм и успокоить больную голову.
Среди актеров тут можно заметить старого друга Уве Майкла Парэ, а на пару минут даже промелькнет Кэтрин Изабель — вот уж неожиданность.
«Ярость» — пожалуй, тот самый пример, когда авторское кино Уве имеет право на существование. Режиссер четко выдержал стиль, сносно обошелся с идеей (всё-таки финал выглядит уж слишком фантастичным), но не оставил меня, как зрителя, равнодушным. Неожиданное такое встретить у режиссера, отличившего такими шедеврами, как «Один в темноте» или «Дом мертвых».
Добавить комментарий