Фильм ужасов от создателя «Чебурашки»??? Да, звучит своеобразно, и явно не в пользу обозначенного жанра. Но фактически, не одним «сказочным ушастиком» живо творчество Дмитрия Дьяченко. Режиссер снимает кино с середины двухтысячных и в его активе разножанровые постановки, включая несколько детективных и приключенческих сериалов, а на поприще комедий – народные хиты «День радио» и «О чем говорят мужчины». Не говоря уже о недавней кассовой дилогии «Последний богатырь» в жанре юмористического фэнтези. Таким образом, универсального опыта Дьяченко не занимать, и учитывая его денежную успешность, закономерны надежды, что у Дмитрия всё получится в хорроре. Более того, на самом деле «Бешенство» — ужастик по большей части с точки зрения маркетинга, а не по сути, которую скрывают с первого плана официальные трейлеры.
Фактически, что мы можем уяснить для себя из рекламных роликов? Отец (Серебряков) и уже немаленький сын, оказываются где-то в морозной тайге, ради спасения последнего от пагубной привычки. А тут, откуда не возьмись, людоедские волки и какая-то там эпидемия, суть которой, по всей видимости, отражена в названии фильма. Что ж, формально хоррор-составляющая именно такая, но она на втором смысловом плане. А на первом – жесткая депрессивная драма о наркозависимости. Именно от нее бизнесмен Игорь пытается спасти своего взрослого оболтуса Вовку, крепко подсевшего на героин. Методы детокса самые радикальные; отвезти лютой зимой в глухую деревню и держать там на хлебе и воде, пока вся дурь не выйдет, как из тела, так и из мозгов. Но получилось так, что спаситель выбрал чертовски скверные время и место. Ибо в округе внезапно появились те самые бешеные волки, показанные в трейлере.
Абсолютного обмана целевой аудитории в «Бешенстве» нет. Жутких зрелищных сцен, присущих именно фильму ужасов, на экране достаточно. И если вычленять конкретную «страшную» направленность в картине Дьяченко, то несомненно получился зоохоррор. Кроме упомянутых волков, в картине будет еще дико жуткий медведь. Но в целом кровавые злоключения героев – это несомненно мощный и выразительный, но все-таки фон для душещипательного разговора о другом. В центре происходящего – чудовищная ломка Вовки и душеные мучения Андрея, который хоть и непоколебим в решении снять сына с иглы любой ценой, но охвачен подавляемыми страданиями и размышлениями – почему всё так случилось? И даже когда творящееся вокруг оборачивается отчаянной борьбой за выживание, Андрей по-прежнему строго руководствуется спасением Вовки, и в первую очередь не от бешеных животных.
Касаемо визуала, конечно, не стоит говорить о какой-то невиданной революции в отечественном жанровом кино. Но то, что настолько классно поставленных «страшных» эпизодов с животными в России не было давно, бесспорно. При обширной синима-эрудиции можно вспомнить подзабытые советские фильмы, типа «Псов» или «Злого духа Ямбуя». Но говоря именно о РФ-хоррорах последних лет, Дьяченко создал нечто реально крутое. Причем жесть не только в самом натуралистичном «мясе» на экране, но и в саспенсе, общей атмосфере и удачно реализованных скримерах. А самое главное, ужас пробирает публику куда сильнее, когда в его основе так называемый житейский кошмар, трагические проблемы, волею случая приведшие главных героев к кровожадным зверям, а не ставшие следствием их нападения.
Что же касается наркодрамы, то она, в художественном плане, гармонично сосуществует с зоохоррором, и сама по себе примечательна в визуальном и смысловом выражении. Обратите внимание на рассказ Вовки, во второй половине фильма, об эксперименте с крысами и героином. Это интересная трактовка проблематики распространения «дури», как в России, так и в других странах. И лишний раз подчеркивает, что фильм снят не ради эффектов с клыками, когтями и кровавыми реками. Сюда же можно отнести и финальную лиричную сцену, которая с одной стороны может показаться чужеродно-ненужной по отношению ко всему остальному действию, но с другой стороны, пожалуй, определяет весь смысл истории. Иначе говоря, катарсис уже произошел чуть ранее, и на нем можно было бы пустить финальные титры. Но режиссеру важно однозначно показать зрителю, что всё произошедшее было не зря.
«Бешенство» — успешный симбиоз драмы и хоррора, который понравится как многим любителям «русских историй за жизнь», так и фанатам «звериных кошмаров», благо сняты они однозначно впечатляюще. Учитывая редкие успехи большого российского кино в «страшных» жанрах, фильм Дьяченко практически образцово-показательный.
Страница фильма «Бешенство» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий