Маньяк – молодец, соблюдает рекомендации ВОЗ, носит маску… Не то, что некоторое «мясо»!
COVID-19 определенно прибавил фантазии кинематографистам в целом, и хоррормейкерам в частности. Благодаря своей масштабной смертоносности, вирус стал на долгий период главной новостной повесткой. Сейчас, когда мир в разной степени переживает иной ужас, пресловутый ковид утратил былое могущество, по крайней мере над психикой и умами масс. Но его реальные последствия, включая воздействие в долгосрочной перспективе на здоровье переболевших и вакцинировавшихся, нам всем еще предстоит оценить. Пока же, по горячим следам закончившейся (?) пандемии, киношники создают жуткие напоминалки о недавно минувших днях тотальной войны с общим невидимым врагом.
С точки зрения творчества «корону» можно использовать двумя основными способами. Первый – очевидно-примитивный. Фактически любой классический сюжет можно пересказать в антураже ковидного хаоса, когда герои и злодеи сражаются за привычные всем ценности, но с поправкой на социальные ограничения, с которыми они вынуждены считаться, даже без их личного соблюдения. Второй способ – более изощренный, требующий интеллектуальных усилий. Это когда фабула принципиально неотделима от коронавирусной сущности, в ее медицинских и/или психологических аспектах. Рассматриваемый слэшер «Больной» относится к последнему варианту, таким образом выделяясь среди потоковых «кромсательных» фильмов.
США, весна 2020-го. Подавляющее большинство ходит в масках и держится на безопасной дистанции. Две молодые подружки решают организовать «карантин на стиле», то есть поехать в загородный дом одной из них, и там в самоизоляции вдоволь пожрать, побухать и покупаться в озере. Но вслед за ними тайно следует некто, с явно недобрыми намерениями…
В данном случае основным креативным создателем проекта следует считать не режиссера Джона Хайамса, а сценариста Кевина Уильямсона. В общем-то неудивительно, что фактически культовый кинописатель взялся за «Больного», так как на скриптах слэшеров он реально «собаку съел». И при формально самобытной ковидной концепции, отголоски «Крика» слышны и невооруженным ухом. Достаточно лениво взглянуть на открывающую сцену и без напряга уловить, что ее герой общается по телефону с незнакомцем, изначально не чувствуя смертельной угрозы, потом оказывается в родных четырех стенах и там воочию сталкивается с убийцей в маске. Пусть в прологе нет постмодернистских словесных игр а-ля «Какой твой любимый ужастик?», да и намордник «мокрушника» совсем не в стиле полотна Мунка, но в целом очевидно, что Уильямсон использует опробованную схему своего главного хита. И на вступлении Кевин, конечно же, не останавливается. Без спойлеров стоит отметить, что в и дальнейшем повествовании сценарист вновь процитирует самого себя, но с должным мастерством и фантазией, понимая, что это всё же не очередная серия про городок Вудсборо.
В целом «Больной» отличается серьезностью и злободневной драматичностью, когда различные приколы из уст персонажей, это не целенаправленное развлечение публики, а молодежная манера общения. К синефильским приветам стоит отнести словесное упоминание Джейсона Вурхиза и условную визуальную аллюзию на Хрустальное Озеро. В остальном же Уильямсон акцентировался на заданной теме и сумел придумать конкретно ковидный жутик, уместно использовав и нравоучительный посыл, критикующий людскую беспечность в экстремальных жизненных условиях, на которые нельзя просто наплевать. При этом Кевин также воспроизвел отдельные ироничные нотки, показав, что некоторые «меры предосторожности» могут со стороны казаться черноюморным безумием.
На фоне крепкого фильмообразующего скрипта, фактически затмевается значимость режиссера Джона Хаймса, буквально рулившего съемочным процессом. В своё время Хайамс продемонстрировал необычный стиль в четвертом «Универсальном солдате» (2012 г.), превратив фантастический боевик в почти что психоделический хоррор. Но целевая аудитория Ван Дамма и Лундгрена в своей массе не оценила подобные авторские изящества, и далее Джон надолго стал сериальным ремесленником. Вернулся в полный метр Хайамс только в 2020-м, выпустив «Пропавшую» — сносный ремейк шведского маньячного триллера «Потерянная». И возвращенный кредит доверия использовал для сотрудничества с Уильямсоном. Хайамс разумно понимал, что не обладает талантом Уэса Крейвена, но в «Больном» использовал весь опыт и профессионализм для создания бодро смотрящегося слэшера.
По совокупности, главное достоинство фильма – гармонично использованная в рамках хоррора ковидная тематика. Да, при совсем уж строгой оценке, чего-то принципиально нового в картине нет, перезапуска жанра не случилось (хотя кто-нибудь этого ждал? А оригинальный «Крик» — все-таки уникальный фильм), но для поклонников маньячных заварушек — это достойное внимания кино. Нескучно, динамично, с оглядкой на печальную реальность, и надеждой, что дистанция и маски больше не вернутся. По крайней мере, глобально и надолго.
Добавить комментарий