Может ли стопроцентно неоригинальное кино быть достойным похвалы? Конечно может, когда откровенно демонстрирует свою вторичность, но при этом старательно работает на основные запросы целевой аудитории. Безусловно, приятно заценить самобытный слэшер, но подобное в хорроре встречается крайне редко. И на самом деле уже хорошо, когда слэшер поставлен со знанием дела и с характерными атрибутами. Причем так, что его увлекательно смотреть как историю, а не только кайфовать от внешних эффектов – резни и обнаженки.
Австрийскую «Смерть в три дня» выпустил опытный «криминальный» режиссер Андреас Прохаска, поставивший отдельные серии в популярных европейских телепроектах «Место преступления» и «Комиссар Рекс». Здесь же Прохаска взялся за молодежный жутик, причем ничуть не парясь по поводу того, что всё это уже было, и не раз. Даже справедливо утверждать, что Андреас намеренно козыряет хоррор-эрудицией, цитируя популярные американские страшилки, а-ля «я не собираюсь ничего придумывать, я просто дам то, что вы любите!». Посему не удивляйтесь, что завязка у «Смерти…» лишь с незначительными изменениями позаимствована у штатовского хита «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», включая даже последующий внешний облик убийцы — мрачная фигура в плаще с капюшоном. Тут вам буквально тот же выпускной с неожиданным ДТП, когда развеселая молодежь кое-кого случайно сбила. Ну разве что понятно, что здешняя жертва явно не сможет быть мстительным душегубом, что опять же не делает «Смерть…» чем-то удивительным. Как раз эта картина тоже о возмездии, разве что ведомом иными причинами.
Как и в упомянутом слэшере Джима Гиллеспи, главные герои получают «черные метки» в виде эсэмэсок, причем без всякой завуалированности «я знаю, что вы…», а буквально с прямой угрозой скорой гибели. Причем в отличии от более пугливых американцев, юные австрийцы вообще не принимают это всерьез, но, естественно, до первого трупа. А далее, всё как доктор прописал фанату слэшера; саспенс, тайна, жесть и немного секса.
Прохаска всеми силами пытается угодить фанатам «кромсательного» хоррора, причем даже не столько в детализированной визуализации убийств, сколько в общей атмосфере классической молодежной «расчлененки», где должны быть дерзкие бунтари-максималисты, расколбасная дискотека, факи взрослым, война с родаками и т.д. и т.п. При всей нависшей над героями смертельной опасности, фильм цепляет искренней безбашенностью вчерашних школьников, которые еще не научились жить по-взрослому, и считают, что собственные проблемы могут решить сами. «Смерть…» хорошо воспринимается даже не за счет многочисленных хоррор-элементов, а во многом благодаря правильной подачи сугубо «молодого» кино, которое даже если смотришь в зрелом возрасте, то с удовольствием погружаешься в собственные воспоминания о том золотом периоде, когда взрослая жизнь была еще впереди.
Что же до всевозможных жанровых аллюзий, то в случае «Смерти в три дня» проще сказать, что на нее не влияло. В отдельных сценах и сюжетных поворотах всплывают мотивы «Хэллоуина», «Пятницы, 13-е», «Техасской резни бензопилой», «На Греческой улице…», «Школьного бала» и так далее по перечню классических слэшеров. Особо эрудированные хоррорманы, несомненно, найдут в фильме еще больше отсылок, кроме вышеперечисленных, и в данном случае это реальное достоинство ленты, умудрившейся встать на ступень выше банальной компиляции. Прохаске мастерски удалось смешать избитые ингредиенты так, что кино вообще не кажется каким-то третьесортным плагиатом. И это не только мнение вашего покорного слуги, но и местной публики, благосклонно принявшей проект и сподвигнувшей создателей на сиквел.
Вторая часть, по идее, должна была продолжить оригинал а-ля «маньяк так и не умер / был не один / его дело продолжит подражатель». Но всё тот же «рулевой» Андреас Прохаска меняет не только стилистику повествования, но и сюжетную концепцию. Да, оставшуюся в живых главную героиню Нину настигает жуткое прошлое из первого фильма, но совсем в ином ключе. Половина хронометража сиквела – это не слэшер, а параноидальный триллер, с намеренно неясным источником опасности, возможно существующем лишь в голове выжившей девушки. Нина ходит-бродит, ищет свою подругу, также пережившую убийственный кошмар, постоянно натыкается на таинственные знаки, говорящие, что Мона где-то рядом, а вокруг мрачная зловещая аура. Здесь Прохаске реально рискует, что отдельные зрители могут не дождаться начала активных действий и выключить кино, подумав, что продолжение бессвязное и бессодержательное, выпущенное сугубо ради бабла. Но на самом деле весь внешний сумбур у режиссера четко по плану, ибо как раз в нем и кроется главный секрет формального продолжение, которое на самом деле – неразрывное целое с первой картиной. И на самом деле, в обзоре можно раскрыть лишь то, что псевдосиквел сделан не как хоррор о маньяке-одиночке, а играет на поле «Поворота не туда», антуражно подражая «Холодной добыче» с ее снегом, залитым кровью.
В целом дилогия «Смерть в три дня» — это действительно один фильм, как тарантиновский «Убить Билла», где вторую часть без первой смотреть не имеет смысл. Оригинал сам по себе можно считать законченной историей, в то время как сиквел – его прямое развитие, самостоятельно работающее лишь как странная «мясорубка». А вот в контексте первой ленты, в финале «продолжения» всё встает на свои места, и концовка обретает четкий смысл. Он не бог весть какой, с позиции художественных откровений, но как минимум говорящий, что время потрачено не зря. Вот теперь уже в совокупной истории жирная точка, когда не нужен ни триквел, ни ремейк. На данный момент Прохаска больше не снимал брутальных хорроров, но посредством «Смерти…» оставил заметный след в истории европейского «слэшерного» кино.
Страница фильма «Смерть в три дня» в КЛУБ-КРИКе
Страница фильма «Смерть в три дня: Часть вторая» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий