Видели ли вы когда-нибудь фильмы про трудовые будни бригады по уничтожению асбеста? Вряд ли, учитывая сомнительную привлекательность темы, тем более в контексте хоррор. Но всё же как минимум одна примечательная картина с таким сюжетом есть, и это «Девятая сессия». Недорогой камерный триллер, первый полнометражный жутик признанного жанрового мастера Брэда Андерсона, снимавшего до 2001-го преимущественно комедии и мелодрамы. Очень скоро Андерсон выпустит культового «Машиниста», который принесет творцу мировую известность, ну а пока попугает зрителя минималистским ужасом, накрывшим нескольких работяг, пребывающих в заброшенной психиатрической лечебнице. Мужики взялись за неделю очистить ее мрачный интерьер от вредных минералов, но в итоге столкнулись с куда более опасной проблемой, чем потенциальный рак. Похоже в стенах экс-дурдома живут призраки, крайне не любящие, когда нарушают их территорию.
«Девятая сессия» — характерный мастер-класс на минималках, когда у режиссера был очень маленький, по американским меркам, производственный бюджет, не подразумевавший наличия крутых спецэффектов и художественного размаха. Сама история злополучной больницы состоит из прошлого и настоящего, но для демонстрации минувшего используются только рабочие аудиозаписи, без каких-либо визуальных флэшбеков. Один из бригады ликвидаторов постоянно слушает архивные записи общения врача с пациенткой, у которой множество личностей, включая «Саймона», явно самой опасной ее ипостаси. Посредством этих найденных пленок (сессий) публика узнает некую жуткую тайну, мистическим образом связанную с текущими событиями, вообще изначально не располагавшими к чему-либо кошмарному. Но это «что-то страшное» неумолимо грядет…
Главное достоинство фильма – его атмосфера, постепенно наполняемая безумием, когда коллеги по работе из товарищей превращаются в волков, не доверяющих друг другу и всё меньше понимающих – что вообще происходит? Здесь стремительно движутся к взрывоопасному пересечению две сюжетные линии: токсичная во всех смыслах уборка асбеста и звуковая реконструкция из прошлого психушки, которая по мере прослушивания сессий становится всё более зловещей и болезненной. Пациентка, беседующая с доктором, сродни персонажу «Сплита» Шьямалана, разрывается между своими множественными личностями, в то время как в настоящем работяги как будто тоже сходят с ума, каждый по-своему. И как только истории сойдутся в одной точке, зритель получит шоковую развязку.
Что интересно, если сопоставить смысловые наполнения, то «Девятая сессия» и последующий упомянутый «Машинист» — практически родные братья. В обоих случаях Андерсон художественно исследует глубокую психическую патологию вследствие ранее перенесенной душевной травмы. Неприятие реальности – та спасительная соломинка, за которую хватается жертва обстоятельств, дабы остаться в условно вменяемом состоянии. Но при этом сама «жертва» далеко не безобидна и ее «соломинка» может спровоцировать еще больший кровавый кошмар. Посему герои Андерсона сложны и неоднозначны, и если в «Машинисте» внимание было всецело приковано к главному герою, то в «Девятой сессии» еще предстоит понять – о ком на самом деле кино, кто тут истинный злодей, а кто – напрасно подозреваемый.
По нынешним меркам «Девятая сессия» многим покажется скучной и антизрелищной, ибо в фильме события происходят размеренно и буднично, когда даже насилие кажется частью повседневной рабочий рутины, типа «одни умирают, а другие приходят на их места». Но при этом лента Андерсона – пример жутковатого сделанного на коленке кино, когда напряжение и ужас достигаются за счет всецело работающих на них звука, операторских ракурсов и монтажа. Здесь нет (почти) ни компьютерной графики, ни скелетоподобного Кристиана Бэйла, а есть лишь смерть, приходящая внезапно и оттуда, откуда ее совсем не ждешь, под зловещий голос «Саймона» из прошлого.
«Сессию» больше пиарили в свое время. Одно время мне ее целенаправленно навязывал один мой товарищ. И навязал-таки.
Лучшим фильмом Андерсона и по сей день остается «Машинист» (однозначно, утвердительно). Я очень сильно обалдел, когда узнал, что его снял именно мистер Андерсон, до этого занимавшийся исключительно научной фантастикой вкупе с романтическими комедиями.
Да, сейчас пересмотрев «9-ю сессию», я также остался при своем мнении, что «Машинист» лучше. Хотя в целом и это хорошая работа, о чем, собственно, и говорю в рецензии. Можно сказать, что в «Сессии» Андерсон определил свой «триллерный» почерк, то есть — о чем он хочет снимать и как он хочет снимать в «страшных» жанрах.
Однако, Алексей, переубеждать людей, развернувших целую дискуссию у тебя на странице в ВК по поводу того, что «Сессия» лучше, считаю не имеет смысла, хотя ты и искренне пытался. Не переубедить.
Да конечно, каждому своё. Кому-то и «Машинист» вообще не нравится. У Андерсона, например, есть еще «Исчезновение на 7-й улице». По мне так это бред сивой кобылы, но и у этого кино есть свои ярые поклонники.
Про «Исчезновение» и не говори. А начало было многообещающим. Сейчас в тренде выезжать на «цветастых» ребятишках. Нет уж, нам такой спаситель человечества не нужен!