«Мудрость крокодилов» — малоизвестная картина, которую к хоррорам можно отнести чисто условно, на основании того, что главный герой – как бы вампир. Причем это страшное слово за фильм вообще не произнесут ни разу. И если бы не одна насильственная сцена в первой трети хронометража, ленту Люн По-Чи справедливо было бы считать крайне причудливой мелодрамой с легкими элементами детектива и триллера. Но всё же автор посчитал важным быстро продемонстрировать злодейскую сущность героя Джуда Лоу, не делая интриги до развязки – убийца ли он? Да, убийца, причем коварный и безжалостный, соблазняющий милых девушек, а потом прячущий их трупы где-то на болоте. Но одновременно убийца чувствительный и вызывающий симпатию, когда невольно думаешь, что парень-то он неплохой и нужно помочь ему вернуться на путь истинный. Стивен с непроизносимой фамилией Грлшц – по восприятию как будто Эдвард из «Сумерек», этакий романтичный хищник, способный влюбиться, но в любом случае вынужденный пить кровь, дабы не умереть. Причем интересно, что в «Мудрости крокодилов» вампиризм – это действительно болезнь, как по крайней мере ее осознает сам герой, а не мистическое состояние. Стивен – медицинский исследователь, исправно работающий на благо человечества, но не могущий при этом решить собственную проблему. Он просто верит, что девичья кровь – это спасение, а кровь влюбленной в него женщины – вдвойне. Вот только убийственное насыщение приносит временное облегчение, а вокруг всё сгущаются тучи, полиция идет по пятам, а впереди лишь трагическая безысходность сродни кошмарной наркомании, когда ты обречен умерщвлять снова, снова и снова…
Визуальные ужасы в фильме наблюдаются лишь в начале и в конце, причем достаточно мягкие по меркам бескомпромиссных хорроров, а в остальном это неспешная любовная история, в которой много причудливых разговоров философской направленности. Причем не только между Красавицей и Чудовищем (которые, кстати, не считают себя таковыми), но и между второстепенными персонажами, такими как полицейские, ищущие маньяка, и друзья девушки, с удивлением и недоверием воспринимающие ее «нового парня». Вообще жуткая составляющая мало волнует режиссера, ему куда интереснее создавать всякие красивые кадры и странные диалоги/монологи, не имеющие прямого отношения к центральной сюжетной линии, но интересно воспринимаемые сами по себе. Автор предлагает зрителю не думать, а раствориться в потоке сознания главных героев, испытывающих несомненно сильное влечение друг к другу, но которое нельзя однозначно назвать настоящей любовью. «Мудрость крокодилов» — фильм-настроение, практически артхаус, который оставляет после себя много вопросов, но однозначно подчеркивает, что снят он ради формы, а не содержания. Как будто вы заглянули в трагичную жизнь эксклюзивного монстра в человеческом обличии, ничего из нее не поняли, но почему-то взволновались и взгрустнули.
В целом для «Мудрости крокодилов» сложно определить целевую аудиторию. У картины нет яркой выраженной жанровой принадлежности. И режиссер Люн По-Чи себя явно прекрасно чувствует в безграничном пространстве творческой свободы. Захотел, поиграл в детектив, потом резко переключился на мелодраму, потом внезапно показал что-то страшное, а потом вдруг врубил кунгфуистский боевик (да, будет в «Мудрости крокодилов» и такое). Действие однозначно непредсказуемое и игнорирующее законы брутального кино, коим по идее должен был быть вампирский фильм. Но в то же время история не скатывается в сахарную романтику, ибо связь главный героев далека от конфетно-букетной милоты. Это отношения людей с обоюдно весомым жизненным опытом, где Она пытается построить что-то серьезное, а Он, в силу своей страшной тайны, рано или поздно окажется пред тяжелым выбором. Но как было сказано ранее, «Мудрость крокодилов» вообще не про спецэффекты и экшен в качестве жанровой самоцели, посему здесь нет феерической кульминации и взрывного финала. Как раз наоборот, развязка печально-будничная, а-ля «жизнь, как она есть». И с финальными титрами для себя отмечаешь, что герой Джуда Лоу прекрасно отражался в зеркале и гулял под солнечным светом. И вообще он ел, пил и курил, а также боялся ареста и боли, физической и душевной. Так что… а может и не было никакого вампира?
Добавить комментарий