«Аллигатор» Льюиса Тига явился прямым следствием коммерческого успеха фильма Стивена Спилберга «Челюсти» (1975), что не делает его хуже, чем он есть. Давно отошедший от дел, в силу возраста, постановщик, был мастером зрелищного кино, чей профессионализм особенно стал очевиден в 1980-е гг. Да и вообще в те годы был расцвет зрелищного кино, что, возможно, явилось следствием «американской новой волны» — режиссёров, вроде Стэнли Кубрика или Роберта Олтмена, которые вдохновились европейским артхаусом и снимали на крупных студиях Голливуда авторское кино в привлекательной жанровой оболочке. Наряду с ними расцвела и школа блокбастеров – на Лукаса и Спилберга также оказали влияние авторы «французской новой волны», а те, в свою очередь, что-то переняли у американцев. Увы, в наши дни продюсеры считают, что чем проще фильм, тем лучше, оттого сейчас «Аллигатор» выглядел бы не так, если бы вообще был снят.
Нельзя сказать, что Льюис Тиг вкладывал в свой фильм какие-то серьёзные идеи. Однако у него всё равно получилось затронуть тему беспечности людей, которые легко выбрасывают зверушек, не задумываясь, что природа может и отомстить. Так из маленького крокодильчика вырос громадный монстр, который к тому же наелся трупов собак, над которыми ставили опыты в одном институте. У главы этого института было всё схвачено, ведь его сын должен был жениться на дочке мэра. Разве можно себе представить более наглядный образ коррупции!
Успех постановки во многом определил хороший сценарий Джона Сэйлза, ответственного за классические хорроры Джо Данте «Пираньи» (1978) и «Вой» (1980). Его оригинальное мышление проявилось и здесь – фильм не лишён своеобразного «чёрного» юмора, воплощённого хотя бы в образе охотника на аллигаторов в неожиданном исполнении Генри Сильвы, чаще игравшего итальянских мафиози. А ныне покойный Роберт Форстер своей харизмой украсил этот и без того крепкий хоррор-экшн. Его персонаж, полицейский детектив, — нарочито серьёзный, даже флегматичный, что выглядит забавным, учитывая множество комичных ситуаций, в которые он попадает. Джон Сейлз обращается к наследию «немой комической», где контраст между нелепыми ситуациями и серьёзным главным героем особенно ярко выражен в творчестве великого Бастера Китона. А в те же 1980-е гг. его наследником вдруг оказался прежде серьёзный актёр Лесли Нильсен.
Но «Аллигатор» всё-таки не хоррор-комедия, а триллер с элементами «чёрного» юмора. Борьба со зловредным крокодилом из канализации переросла в масштабную операцию, с участием всех сил полиции, во второй половине фильма. И когда вроде бы угроза миновала, режиссёр вносит финальный штрих, проложивший дорогу сиквелу, снятому, правда, спустя 11 лет.
Режиссёр как бы говорит, что люди ничему не учатся, безответственно относясь к природе. Крокодилы должны жить в естественной среде, а не выступать в качестве диковинных домашних питомцев. Из соседства человека и крокодила ничего хорошего не выйдет, о чём и повествует этот фильм. К сожалению, хорроры редко рассматривают с нравственной стороны, в качестве иносказаний о том, что человек порой сам причиняет вред себе своим безответственным поведением. Этот же месседж был воплощён и в «Пираньях», предыдущей сценарной работе Сейлза.
Мировое кино накопило не так много триллеров про крокодилов. Ныне эти хищники атакуют людей в основном в дешёвых поделках для малого экрана (исключением стал «Капкан» (2019)). Однако лучше бы режиссёры и в наши дни почаще бы снимали хорроры с экологическим подтекстом, вместо того, чтобы делать тупые слэшеры про очередного сошедшего с ума маньяка. Такие безмозглые хорроры лишь дискредитируют жанр в глазах интеллектуального зрителя.
7
20. 11. 2021
По-моему, это первый настоящий хоррор, который я посмотрел в детстве на большом экране. До этого, конечно, я ходил с родителями в кино на «Кинг-Конга» Джона Гиллермина, но «Конг» страшен именно обликом главного персонажа, а не сутью и стилистикой фильма. А вот «Аллигатор» — это уже действительно фильм ужасов, пусть и с юмором, и, самое главное, со смысловой нагрузкой, о которой как раз и говорится в рецензии.
Фильм несомненно качественный, где налицо и хороший сценарий, и сильная режиссура. Тиг в период рассвета своей карьеры снимал действительно классные фильмы, классику приключений — «Жемчужина Нила», экранизации Кинга — «Куджо», «Кошачий глаз», отличный боевик — «Морские котики». Я не смотрел его поздних низко оценённых фильмов «Любовь и предательство», «Последние герои», ничего не могу сказать про них, но вот главные картины Тига — действительно жемчужины жанрового кино.
Крутое кино, особенно сцена на свадьбе