СИНОПСИС
Жила-была Мила, молодая учительница английского языка. И поехала она однажды в зоомагазин, чтобы купить живую рыбку. Но стоило Миле вернуться домой, как ее тут же похитил неизвестный и посадил в тошнотворную камеру, напоминающую антураж первой «Пилы». А далее по классике таинственный голос сообщил, что в здешнем заведении узницу ожидает ряд мероприятий, согласно установленному распорядку, а её главная задача – не спать!
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – Зачем что-то знать о любом фильме ужасов?
Шутливый тон синопсиса лишь констатирует тотальную кинематографичность сюжета, не имеющего чего-либо общего с реальной жизнью, в то время как сам фильм ни разу не смешной, а местами действительно жутковатый. Впрочем, садясь смотреть сугубо жанровое кино, мы и не требуем от него дотошной реалистичности. Целевая аудитория хочет получить ожидаемый набор ощущений, в идеале базирующихся на полноценной интриге, когда рассказываемая история увлекательна сама по себе. Но как известно из зрительской практики – хоррор хоррору рознь, в силу множества поджанров и стилистик. Поэтому сама классификация ленты как «фильма ужасов» еще ни о чем не говорит. Таким образом, выбирая для досуга некий «жутик», полезно чуть подробнее узнать – о чем он и как сделан. В противном случае фанат «Техасской резни бензопилой» рискует нарваться на «Паранормальное явление» и наоборот. Ведь хоррор – это собственная обширная киновселенная, где много как высокохудожественных, так и трэшевых картин. В жанре «ужасы» сосуществуют фильмы как с зашкаливающим натурализмом, так и вообще без крови, основанные сугубо на зверском экшене, или же только на психологии и саспенсе. Посему неверно однозначное восприятие жанра хоррор как «низкопробной дряни», ибо есть общепризнанный советский шедевр «Вий», а есть мегапопулярная франшиза «Пятница, 13-е», считаемая уточнёнными киноведами «той ещё парашей», а по факту имеющая армию фанатов по всеми миру, с разным уровнем интеллекта и воспитания. Отсюда вывод; определяясь с тем, что вы хотите посмотреть, недостаточно руководствоваться только жанром ленты. Нужно знать больше, дабы потом не плеваться и не жалеть о потраченном времени.
ИНФА для тех, у кого к русским ужасам нелюбовь.
Итак, первое, что очевидно потенциальному зрителю, «Я не сплю» — российский фильм ужасов. Для кого-то уже этого будет достаточно, чтобы сказать – «Всё понятно, до свидания!», подчеркивая полностью утраченное доверие к отечественному жанровому кино. И если спросить такого ненавистника «почему?», говоря конкретно о русском хорроре, он ответит – «Да потому что фильм стопудово дешевый, слизанный с американских хитов, технически кривой и с плохо играющими артистами!». И в данном случае, с точки зрения настолько категоричной позиции, можно НЕ убеждать сего зрителя всё же попробовать посмотреть, ибо «Я не сплю»:
- кино малобюджетное,
- с весомым количеством сюжетных и стилистических заимствований,
- однозначно камерное,
- и с действительно непримечательными актерскими работами.
Посему на этом ярые противники русских ужасов могут дальше не читать, ибо кино действительно «не ваше», а что в нём (может быть?) хорошего – для вас не имеет значения.
НАЧИСТОТУ: К какому поджанру хоррора относится «Я не сплю»? (скоро отсеется еще часть аудитории).
Переходим к следующей категории зрителей, для которых «ну русское и русское, ничего страшного, важна не обертка, а что там внутри». Внутри же… torture porn, дословное переводимое, как «пыточное порно», а по факту это обозначение так называемого «пыточного хоррора», где героев изощренно истязают, с тошнотворными подробностями. Характерный пример из мейнстрима – франшиза «Хостел», а из кино для более узкого зрительского сегмента – «Сербский фильм». Правда в «Я не сплю» есть важный стилистический нюанс:
- Визуальный кошмар не столько натуралистичный, сколько психологический, когда буквальная «мясорубка» остается за кадром, но осознание происходящего более чем доходчиво.
Впрочем подобный художественный метод еще более непереносим для значительного количества зрителей, особенно с богатым воображением. Отдельный человек мысленно способен нарисовать сколь угодно шокирующую картину, существенно превосходящую зверскую фантазию самого автора. Так что условно «закулисные пытки» отнюдь не делают фильм ужасов мягче, а зачастую как раз наоборот еще сильнее проверяют на прочность нервную систему.
В общем над героиней «Я не сплю» будут всячески издеваться почти весь хронометраж, и если вы не готовы на такое смотреть, то это «не ваше» кино, и чтение статьи можно завершить.
СУТЬ БЕЗ ЯВНЫХ СПОЙЛЕРОВ: ради чего пытки… и отсылки к разношерстной классике.
На самом деле, зачем похитили девушку – понятно из первых сцен фильма, так как незримые злодеи говорят об этом практически открытым текстом. Но в то же время до самого финала поддерживается садистская интрига – как именно это будет достигнуто. И вот здесь стоит начать говорить о кинематографических аллюзиях, используемых создателями не слишком нагло, но достаточно узнаваемо, если вы смотрели и помните соответствующие оригиналы.
- Смысловая нагрузка с высокой степенью вероятности навеяна классическим параноидальным триллером «Маньчжурский кандидат» 1962 года или его одноименным ремейком 2004-го, с Дензелом Вашингтоном и Мэрил Стрип. Если вдруг ничего не знаете про эти фильмы, то смотрите их уже после «Я не сплю», получите отдельное удовольствие, просто уловив канву схожей идеи.
- Уже упомянутая «Пила» — здесь, пожалуй, главный источник вдохновения, как по декорациям, так и по специфике дикой игры с пленницей. Героиню периодически ставят перед моральным выбором, как на уровне абстрактного диалога, так и в процессе конкретных действий, с участием других несчастных жертв.
- Не факт, что намеренно, но невольно бесконечные мучения и истерики Милы навевают воспоминания о заложнице маньяка из «Груза 200» Алексея Балабанова, прикованной к кровати.
- Принудительный просмотр видеоконтента – привет великому «Заводному апельсину» Стэнли Кубрика, в котором подобное издевательство над героем было лишь небольшой частью истории, а в «Я не сплю» является одной из главнейших составляющих.
- С героиней что только не творят, и в конкретных злодеяниях можно узреть как мотивы «Погребенного заживо» и различных зоохорроров про крыс, так и выделить крайне размытую, но все же имеющую место быть параллель с выдающейся литературной антиутопией «1984» и ее экранизациями, касаемо «перелома сознания» и используемыми для этого «крайними мерами».
- А еще; какой же пыточный хоррор без влияния «Мучениц» Паскаля Ложье? По «Я не сплю» щедро разбросаны не только стилистические мотивы, но и есть буквальная визуальная цитата.
- Отдельно стоит упомянуть анимационный трип, фигурально всверливаемый в голову Милы. Вот здесь, ранее смягчая всё фактическое насилие, режиссер развернулся на полную катушку. Эта мультипликационная вставка даст форы многим сверхжестким ужастикам, при этом своей гротескной графикой напоминая не особо жуткий компьютерный хоррор «Остаться в живых» Уильяма Брента Белла, а вот по шокирующему сюру становясь рядом с «Голова-ластиком» Дэвида Линча, приправленным клиповой нарезкой иррационального боди-хоррора.
По совокупности от фильма можно получить чисто киноманское удовольствие, фиксируя отсылки, и далеко не только вышеперечисленные. Причем в данном случае не хочется считать их вторичностью или вопиющим плагиатом, так как компиляция не бездарная. Что же до основного посыла, то «Я не сплю» — страшилка на тему, что мы умрем не так, как себе это представляем, и не в результате «долгой и счастливой жизни». Смысл здесь в любом случае вторичен, главное – шоковый стиль, основанный на классике и собственном крышесносном креативе режиссера Павла Хвалеева.
ИТОГ: смотреть «Я не сплю», только если вы:
- перевариваете постановочный снафф,
- больше цените артхаусный, а не мейнстримный хоррор,
- любите жесть ради жести, причем в доминирующей психологической концентрации.
Страница фильма «Я не сплю» в КЛУБ-КРИКе
Читайте также в Клубе:
Хорошо порезано, как на уроке биологии!
Похоже, Хвалеевы решили использовать принцип «Очень страшного кино», но не в комедийном освещении. Постструктурализм, интертекстуальность — применительно к кинематографу — но будет ли фильм смотреться с «чистого листа», т. е. не фанатами и знатоками жанра «ужасы»? Насколько цельной и, главное, интересной, сюжетной получилась сборка? Если заимствованные детали лишь поименованы, не раскрыты и не воплощены, то «Я не сплю» сужает аудиторию до уровня закрытых показов.
На мой взгляд, это кино для тех, кто видел много фильмов ужасов и уже не ждет чего-то по-настоящему оригинального от жанра, и готов посмотреть классический набор штампов в минимально оригинальной интерпретации. Таковой здесь выступает «русское кино», а-ля «и мы можем так же, как они».
Интересно ли смотреть с «чистого листа» неопытному зрителю? Скорее нет, чем да. Думаю, что здесь весь сок в постмодернизме, и целевая аудитория фильма — знатоки жанра. Иной смотрящий, который не в теме хоррора, воспримет происходящее как сущий садистский бред, не видя цитат, и не понимая — почему так снято.
Понял, спасибо. Точно не мой конструктор. Хотя девушка красивая )